Почувствовав это, фон Триер под занавес
1999 года официально объявил о том, что программа "Догмы выполнена и
дальнейшее развитие проекта прекращается. Хотя желающие могут работать в рамках
этой программы и даже получить в секретариате "Догмы" соответствующие
сертификаты. "Мы достигли чего хотели, — заявил фон Триер. — Теперь дело
других — продолжать начатое. У нас никогда не было амбиций французской
"новой волны" и стремления изменить мир. Но если через 25 лет кто-то
использует наши 10 правил и найдет их осмысленными, мы будем счастливы. Главное
значение "Догмы 95", как я его вижу, состоит в том, что многие люди в
России, в Аргентине и еще Бог знает где • поняли, что можно делать кино
независимо от бюджета и других трудностей. Что касается самой
"Догмы", как только она стала модной, она неизбежно стала становиться
скучной". Не важно, выдумал фон Триер
"Догму" из тщеславия, как подозревают некоторые, из ревности к призам
и голливудским бюджетам, из эстетического чутья или хулиганского личного
каприза. "Догма" родилась. И стала жить без фон Триера. А он без нее.
В 2000 году он представит в Канне мюзикл 'Танцующая во тьме" с Бьорк и
Катрин Денев, который, по всей вероятности, опровергнет основные каноны
"Догмы". Но свое дело она уже сделала. И если, вслед за британским,
известное своей оторванностью от жизни французское кино сплошь становится
социальным, это говорит о том, что кинопланетой вновь овладел реализм — с
приставками от "соц" до "порно". Прорыв в новую социальную,
экзистенциальную, эстетическую и физическую реальность необходим сегодня, как
был необходим в середине века. Появление датской "Догмы" — это и есть
"реабилитация физической реальности" на новом витке — как были
некогда неореализм или "новая волна". В этом, а ни в чем ином смысл
награждения "Розетты" и "Человечности" — фильмов
некомильфотного и нонконформистского строя. Фильмов, будоражащих респектабельную
кинематографическую гладь, на которой одинаково обаятельно смотрятся вот уже
с десяток лет киллеры, мутанты, серийные убийцы и трансвеститы. Это решение окончательно сформулировало
приоритеты нынешнего Каннского фестиваля: антибуржуазность, социальный
гуманизм и новые радикальные формы повествования. Такое уже случалось прежде,
когда праздновали свои триумфы "новые волны", а в 68-м Каннский
фестиваль был даже закрыт радикалами как слишком буржуазный. В этот раз до полного скандала не дошло,
но гостям и публике пришлось принять сеанс шоковой терапии, который напомнил о
том, что кинематограф не сводится к спецэффектам Голливуда и время от времени
испытывает потребность вернуться к реальности и поискать новый киноязык. Куда приведут эти поиски, мы узнаем лишь
в следующем столетии, но то, что это столетие у кинематографа будет, теперь для
меня несомненно. Литературно-художественное издание ПЛАХОВ Андрей Степанович ВСЕГО
33 Звезды мировой кинорежиссуры Редактор Трубникова
Т.Г. Корректор
Кошарская М.М. Оригинал-макет
разработан дизаинерским отделом Арт-клуба «АКВИЛОН» при содействии фирмы COMPUTER MULTIMEDIA SYSTEMS Сдано в набор
21.10.99. Подписано к печати 15 12 99 Формат 60х84/16. Бумага офсетная
Гарнитура LAZURSKI. Печать офсетная
Усл. печ. листов 26,4. Зак. № 99-27. Тираж по заказу. Отпечатано с
готовых диапозитивов НВК «АВАН»,Винница, ул. 600-летия, 17 |