Кто-то заикнулся о том, что отсутствие
"Звездных войн" пагубно для Канна: фестиваль, мол, закоснел в
снобизме и не интересуется тем, чем живет остальной мир. Тогда заседавшая в
жюри знаменитая оперная певица Барбара Хендрикс сказала, что "остальной
мир" живет не звездными, а земными войнами. Сам же Лукас в письме Жакобу
объяснил свое неучастие в Каннском фестивале тем, что он не хотел бы, чтобы его
фильм принимали за произведение искусства. То, что сделал Жакоб, — это
героическая попытка предпочесть развлекательности социальные и эстетические
задачи кинематографа, вернуть ему функцию "художественного
авангарда". Выбор Жакоба и вердикт Кроненберга
окончательно определили новый кинематографический вектор в преддверии нового
столетия. Этот вектор впервые был намечен в манифесте датской
"Догмы". В ней был заявлен программный отказ, с одной стороны, от
засилия техники, спецэффектов и драматургических штампов
"мейнстримовского" кино, с другой — от авторского эгоцентризма и
тщеславия арт-кино. Призрак "Догмы" бродит по планете. Всюду
печатаются списки ее новых проектов. Плодятся сенсации: классик американского
авангарда Пол Морриси присоединился к "Догме"! В рамках
"Догмы" экранизирует стриндберговскую "Фрекен Юлию"
культовый американец Майк Фиггис! Появление в 1999 году целого ряда
малобюджетных арт-фильмов с элементами "порно" явно спровоцировано
"Идиотами" фон Триера, где в самых шокирующих сценах героев
дублировали порноактеры. В Венеции была показана "Догма 6" под
названием "Джулиен, мальчик-осел" режиссера Хэрмони Корина, тоже
развивающего этику и эстетику "Идиотов", хотя с явным привкусом
манеры американских Independents.
Став модой, "Догма" начала восприниматься как банальность, чуть ли не
как дурной тон. Хорошим тоном среди продвинутых молодых критиков считается
теперь ругать "Догму". Так было в свое время с "новой
волной". Хотя разница между ними огромна: авторы "новой волны"
бунтовали против буржуазно-клерикального "папиного кино"; инициаторы
"Догмы" пытаются вернуть публике религиозную чистоту и ритуальность
эмоций. Но и те, и другие обращают кинематограф к реальности, отвергают
отрепетированную условность. Первым это сделал в середине столетия неореализм,
потом "новая волна". "Догма" сыграла аналогичную роль на
фоне исчерпанности постмодернистского виртуального опыта конца века. Она
раскачала лодку в застоявшейся воде. Она рассекла все прежние
"волны". И быстро стала сдавать свои позиции. |