И было вполне логично, что
социально-гуманистической "Розетте", снятой ручной камерой в модной
манере датской "Догмы", досталась в итоге "Золотая пальмовая
ветвь". Такой силы свист стоял в фестивальном Дворце только в 1960 году,
когда награждали феллиниевскую "Сладкую жизнь" (чересчур смелую по
тем временам). В сущности Канн в очередной раз
подтвердил репутацию фестиваля, который делает возможной открытую и плодотворную
конфронтацию радикальных представлений о том, что есть кино, с
традиционно-консервативными. Присуждение приза за лучший сценарий
создателям фильма "Молох" — Юрию Арабову и Александру Сокурову —
вполне вписывалось в этот радикальный контекст. Трудно описать ярость, которую испытал от
результатов фестиваля деловой Голливуд. Который привык, что с начала 90-х
каннский конкурс стал местом культивирования американских "новых
диких" (Коэны, Линч, Тарантино), а фестиваль в целом — европейским
плацдармом для пропаганды большой голливудской продукции. Стрелы посыпались в
"предателя" Кроненберга. По одной версии, он не дал призов известным
режиссерам и актерам из зависти к конкурентам. По другой, недаром, даже работая
для крупнейших голливудских студий, он контрабандой протаскивал в каждую из своих
картин провокацию или извращение. И он же имел наглость теперь заявить, что
каннские приоритеты отличаются от оскаровских: "Чем дальше от Голливуда,
тем меньше у людей промыты мозги". Зловредный Кроненберг предал не только
Голливуд, но и кумиров интеллектуальной Европы. Все их высокопрофессиональное,
техничное, режиссерско-актерское кино принадлежит тем не менее уходящему веку.
И последний Каннский фестиваль столетия ясно сказал об этом устами Кроненберга.
Похоже, впрочем, не без подсказки Жакоба.
Находившийся у руля фестиваля два десятка лет, он делал немало тактических
уступок развлекательному кино. Но сам сказал о своей хитроумной тактике:
"Фокус в том, что Катрин Денев и Шэрон Стоун помогают полюбить
"Человечность", и точно так же наоборот". Кроненберг наверняка предварительно не
согласовывал решения с Жакобом, и последний имел поначалу лишь отдаленное
представление о приоритетах жюри. Но между их действиями (выбор фильмов для
конкурса и выбор призеров) существует внутренняя связь. Жакоб отрицает, что собирается в
отставку, в которую его хотел бы отправить разгневанный Голливуд, грозящий
превратить Каннский фестиваль в выжженную землю. Однако Жакоб не молод и не вечен. Конец
века — хороший повод, чтобы уйти, а Кроненберг с его любовью к идиосинкразическим
фильмам — хороший провожатый. У Жакоба наверняка останется имидж защитника кино
как искусства, которое не собирается умирать под натиском "Звездных
войн". |