Супермен Такеси Китано
("Кикудзиро") заставил зал полюбить специфический японский юмор и
проглотить сентиментальность сказки о дружбе затерянного в джунглях мегаполиса
мальчугана с обаятельным шалопаем без возраста. У Линча (Straight Story, которую можно переводить и как "простую", и как
"настоящую", и как "правильную" историю), хромой старик,
ветеран второй мировой по фамилии Стрэйт прочесывает на допотопном тракторе
пол-Америки, чтобы помириться и посидеть под звездным небом с умирающим братом.
При всей разности авторов, в этих фильмах неожиданно возникает общность на
каком-то новом уровне. Наконец, более изысканный и претенциозный
Атом Эгоян ("Путешествие фелиции") рассказал в общем-то добрую
историю о том, как встретились и мирно разошлись юная, немного беременная
девушка и профессиональный серийный убийца. Из всех этих живых классиков только
Альмодовар был удостоен скромного приза "за режиссуру". Который он,
артистично скрыв обиду, предложил разделить с Джармушем, Эгояном, Линчем —
всеми, кто остался вообще без наград и кого даже физически не было в зале на
церемонии закрытия. В то время как именитые режиссеры
представили высокопрофессиональные и политкорректные опусы, в каннской
программе неожиданно появились как будто бы периферийные, скорее
провокативные, и тем не менее весьма значимые работы. Это —
"Человечность" француза Бруно Дюмона. И это — "Розетта"
братьев-бельгийцев Люка и Жан-Пьера Дарденнов. Первая из них получила Гран-при жюри (в
свое время увенчавший шедевры Висконти и Тарковского). Вторая, что и вовсе
сенсационно, отхватила "Золотую пальмовую ветвь", которая так и не
досталась в свое время ни Бергману, ни тому же Тарковскому. Герой фильма Дюмона — полицейский не от
мира сего, он же современный Христос. Принимая на себя вину за грехи
человечества, он садится в тюрьму за друга — убийцу и насильника. Фильм можно
воспринимать и как сатиру на французскую полицию, но при этом он остается
высокой метафорой, вырастающей из шокирующих гипернатуральных сцен — в
частности, сексуальных. Добиваться столь впечатляющего эффекта на замедленных,
как бы статичных кинематографических планах, умел в свое время лишь Антониони.
При этом Дюмон ухитряется еще и стилизовать их под экспрессионистскую живопись. Когда за лучшую мужскую роль наградили не
Боба Хоскинса, не Фореста Уитекера, а уволенного военнослужащего Эмманюэля
Шотта, сыгравшего главную роль в "Человечности", стало окончательно
понятно, что Дэвид Кроненберг решил учинить скандал. Когда приз за женскую роль разделили
между Северин Каньель из той же "Человечности" и бельгийкой Эмиль
Декуэн, в не менее шоковом натуральном ключе сыгравшей безработную парию в
"Розетте", стал очевиден высокий градус концептуальности в решениях
жюри. Обе исполнительницы — простые "фабричные девчонки": одна
расфасовывает консервы на холодильном заводе, другая, правда, хотела быть
профессиональной актрисой, но пока не стала. |