Раньше контраст оценок в отечественной и
мировой кинопрессе был предопределен идеологически. В наши постмодернистские
дни он почему-то не только не исчез, но стал еще более кричащим. Отечественные
эстеты захлебываются от любви к Гринуэю — в то время как западная критика
называет каждый его очередной опус "горой из пуха". Кульминация моды
на Линча приходится у нас как раз на тот момент, когда весь мир уже
констатирует кризис создателя "Твин Пикс". Примерно то же самое с Тарантино
и почти противоположное — с Джармушем, ранние "простенькие" ленты
которого, принесшие ему мировую славу, российские интеллектуалы открывают
теперь сквозь метафизическую призму "Мертвеца". Волна китайских
шедевров и вовсе до нас не дошла, а победа в Канне иранского фильма способна
вызвать лишь великодержавную ухмылку: опять на Западе оригинальничают. С другой
стороны, превознесенный и увешанный "Оскарами" "Английский
пациент" понят только двумя-тремя киноведами, знакомыми с историей
английского кино; остальные обиженно поджимают губки: их бы самих в Академию. В 1997 году на международном симпозиуме в
Сочи критики специально занялись обсуждением ситуации вокруг Лоуча. Молодые
российские журналисты обозвали его зажравшимся искателем экзотики и
приключений. На что президент ФИПРЕССИ англичанин Дерек Малькольм, страстный
фанат Лоуча, воскликнул в изумлении: "Миссис Тэтчер еще жива! Она живет в
России!" Да, судьба Лоуча в России поучительна.
Поднимаемые им, казалось бы, давно отыгранные у нас проблемы вновь обретают
реальные контуры по мере того, как российская демократия все более явно
дрейфует в сторону национализма, а частный человек не имеет теперь даже
хлипкой защиты в виде социалистической двойной морали. В том же Сочи разразился скандал на
премьере фильма "Брат", награжденного главным призом. Юный герой
картины, вернувшийся в цивильное общество с чеченской войны, становится не
просто киллером, а "киллером с моралью". Он сильно недолюбливает
америкашек и евреев, а лимит интернационализма раз и навсегда исчерпывает в
дружбе с обрусевшим бомжом-немцем. Он — простой русский парень — с
естественным отвращением поносит "черножопых", вызывая одобрительный
смех и даже аплодисменты в зале. На пресс-конференции иностранные
журналисты робко поинтересовались у режиссера Алексея Балабанова, не
обеспокоила ли его такая реакция публики. Ответ прозвучал в том духе, что чего
уж там, народ и вправду так считает, а как к этим чеченцам относиться, ежели мы
с ними воюем? Когда корреспондент "Голоса Америки" попытался прояснить
позицию режиссера, тот был краток: "Просто я Родину люблю". После
другой сочинской премьеры американская журналистка русского происхождения
вылезла некстати с каким-то каверзным вопросом. Изрядных знаний русского сленга
ей не хватило для полного понимания ответа, но фразу об агентах ЦРУ расслышала
хорошо. |