Если, например, для Херцога мерилом
всего, даже красот горной Патагонии и бразильской сельвы, оставался
романтический немецкий пейзаж в духе Каспара Давида Фридриха, то Вендерс
воспринимал метафизику окультуренной природы сквозь призму универсального
американского киномифа. И хотя его попытки преуспеть в сугубо голливудском
жанровом каноне ("Хэммет", 1980—83) оказались не слишком
убедительными, это лишь помогло режиссеру глубже и трезвее осознать
"положение вещей" (так назывался фильм 1982 года, за который Вендерса
сравнили уже не с Антониони, а с Феллини периода "81/2").
За этот фильм Вендерс был награжден венецианским "Золотым львом", а
вскоре его осенила и каннская "Золотая пальмовая ветвь" за
"Париж, Техас" — "душераздирающую интеллектуальную
мелодраму", уже в самом названии призванную увековечить синтез
европейского изыска и американской витальности. Последним из "шедевров Вима
Вендерса" (типовое название ретроспектив режиссера) стало "Небо над
Берлином" (1987). Если этот фильм до сих пор не успел стать
глянцево-хрестоматийной классикой, то потому лишь, что привыкнуть к топографии
и топонимике единого Берлина мы за десять лет еще не успели. Так же как к
новому статусу Вима Вендерса — политика, профессора, академика, миссионера,
возглавляющего теперь Европейскую киноакадемию в ее безнадежной борьбе
против засилия Голливуда. "Небо над Берлином" стало, таким образом,
если не лучшим, то главным фильмом в жизни Вендерса. И во многом роковым. Вендерс всегда любил города, утверждал,
что у каждого из них свой характер, что асфальтовые джунгли и городские пустыри
столь же наполнены поэзией, как прерии и пустыни. Характер Берлина определяла
Стена, именно она до предела обостряла ощущение города, каким увидели его ангелы
Вендерса: пристанищем мрачноватых домов, железнодорожных путей, виадуков. Люди
обходили Стену по воде, по воздуху, ломали ноги, лезли на проволоку, пролетали
под шлагбаумами в специально сконструированных автомобилях. Всего этого нет в фильме Вендерса, зато в
нем есть гениальное открытие — ангелы, свободно парящие над Стеной. Решение
столь наивное и чувственно простое, что не пришло бы в голову никому, кроме
умозрительного Вендерса. Витающие над полками синематеки бессмертные ангелы
кинематографа поведали Вендерсу, как однажды Бог послал их в Берлин и велел
подготовить рапорт о том, что происходит в этом городе. Время от времени кто-то
из них, тронутый людскими горестями и страстями, отказывался от бессмертия и
становился человеком. Такова участь Дамиэля — ангела, влюбившегося в циркачку. Вендерс делал современную городскую
сказку, но он как никто знал, что кино материально и не терпит доморощенной
мистики. Поэтому он преподнес сказку как документальный репортаж, словно бы
снятый одним из ангелов, которого снабдили кинокамерой. В роли этого ангела
выступил французский оператор Анри Алекан. Ему принадлежала идея сделать фильм
черно-белым и снять ключевые сцены с высоты птичьего полета. Картина так и
начинается: на колоннах и башнях кирх мы видим маленькие человечьи фигурки. Это
ангелы обозревают город, но у них уже нет крыльев, и через мгновение они должны
раствориться в людских толпах. И в дальнейшем, даже в крупных планах,
присутствует взгляд немного сверху: как выразился Вендерс, "такова ангельская
перспектива". |