например, надо пересечь всю страну, чтобы
провести несколько часов в прошлом — на зеленом острове, где осталось детство
одного из них. Вендерсу точнее других удалось передать
новый психологический климат 60-х годов, порожденный эмансипацией не только
женщин, но и, прежде всего, мужчин. Которые перестали быть пленниками
традиционных представлений о мужественности и получили возможность быть самими
собой. Критики сразу определили подобающее место
новому явлению: Вендерс — это Антониони эпохи постмодерна. То, что уже
предчувствовал итальянский режиссер в своих поздних фильмах, снятых в Америке и
в Африке, у его немецкого последователя стало основой миропонимания и основой
стиля. Это стиль медлительного передвижения по городам и весям, заторможенных
проездов сквозь индустриальные пейзажи, сквозь застывшие, слегка искривленные
природные пространства. Его напарником в этих маршрутах стал воспитанный им
актер Рюдигер Фоглер, подобно тому, как Антониони шел по своей красной пустыне
рука об руку с Моникой Витти. Не случайно Вендерс стал помощником Антониони на
его последних проектах, своеобразным "костылем" парализованного
мэтра. Другим помощником был назначен канадец армянского происхождения Атом
Эгоян — тоже последователь не только Антониони, но и Вендерса, сделавший еще
один шаг на долгом пути от неореализма к постмодернизму. Чего многие современные кинематографисты
достигают путем самонадеянного соревнования с реальностью, Антониони и вслед
за ним Вендерс добиваются квазидокументальным ее изучением. Оба исследуют
процесс, в результате которого природа и человеческая душа оказываются
поглощены цивилизацией. В фильме Антониони "Забриски Пойнт" словно бы
иллюстрируется тезис Бодрийяра: в Америке жизнь является кинематографом,
кинематограф есть только лишь отблеск внешнего мира. Герои картины смотрят
фильм, рекламирующий дома на продажу. На экране — красивые блоки домиков,
окруженных садами и кортами, все готово к заселению. На самом деле ничего этого
нет, дома еще даже не начали строиться, а на их месте распростерлась каменная
пустыня. Но и древняя Италия представлена в
фильмах Антониони не античными памятниками, а удручающими индустриальными
планами. Единственная "старина" в "Затмении" — это суррогат
античности, выстроенный при Муссолини, Фешенебельный пригород своим безлюдьем
напоминает пейзаж после ядерного взрыва. Вендерс наследует "размышления о
кино", столь важные для Антониони, но они дополнены ясно произнесенным
словом "смерть". Осознанная режиссером смерть кино знаменует новый
виток его жизни — жизни после остановки дыхания. Жизни, которая загадочным
образом продолжается в меланхоличных вендерсовских road movies — этих бессюжетных вестернах безгеройной эпохи. Разгадка
загадки в том, что Вендерс не мигрирует по свету со своей "немецкой душой
(как Херцог) или душой русской (как Тарковский), а и в самом деле ощущает в
себе мировую душу. |