"Американский друг" Фильм Ника "Молния надводой" "Небо над Берлином" На фоне столетнего возраста кинематографа
Вим Вендерс, в это же время встретивший свое физическое пятидесятилетие,
выглядит едва ли не подростком. И все же речь идет о классике, пускай и
неприлично молодом. Классике постклассического и постмодернистского кино
Европы, рожденного в самом ее сердце — в Германии — более четверти века назад. Тогда еще не кончилась эпоха
"школ" и "волн", и Вендерса причислили к ведомству
"нового немецкого кино". Если младшего на полгода Фассбиндера
называли "мотором" этого движения, то Вендерс смотрелся в нем
по-немецки дисциплинированным, но в сущности чужим и случайным пассажиром. Как
и герои его ранних картин (одна из них называется "Ложное движение",
другая — "В беге времени"), он одержим манией перемещения по свету и
его — перемещения — мнимостью. В отличие от насквозь немецких Херцога и
Шлендорфа, Вендерс, не отказываясь от меты родины, пришел в мир космополитом. В
противоположность экстремальному Фассбиндеру, он всегда ценил гетевское
"избирательное сродство" и тяготел к золотой середине. Темп его ранних фильмов — неспешен, жанр
— road
movie, фильм-дорога, герои — вольные или
невольные путешественники. Драматические события порой случаются в их жизни,
но решающей роли не играют. Зато камера, — вероятно, впервые в игровом кино —
фиксирует, как мужчина в кадре самым натуральным образом испражняется, и это
не режиссерский эпатаж, а последовательность гиперреалистического метода, с
тихим изумлением воспроизводящего жизненные циклы и ритмы. Критики, вручившие на Каннском фестивале
1976 года свой приз ФИПРЕССИ картине "В беге времени", отмечали
странный эффект. Как и в незадолго до того появившемся и успевшем стать
культовым "Беспечном ездоке", опять двое мужчин едут по стране,
только не на мотоциклах, а в большом фургоне и не по американскому хайвею, а по
добротному немецкому автобану. Нужно время, чтобы ухватить разницу. Но как раз
времени более чем достаточно: фильм длится целых три часа. Вендерс был прав,
сложив два нормальных метража: то, что он хотел сказать, не поместилось бы в
рамках полуторачасового сеанса. Один из удивленных критиков фильма признался:
"Ну а если уж выдерживаешь первые тридцать минут, то начинаются восхитительные
два с половиной часа, в течение которых ничего не происходит", Герои, встретившиеся "в беге
времени", полярно противоположны друг Другу. Один тороплив, импульсивен,
все время нервно звонит куда-то и жадно хватает валяющиеся в траве газеты;
другой невозмутимо объезжает на своей колымаге сельские кинотеатры и
довольствуется скромной ролью техобслуги. Связывает их не только случайная
встреча на шоссе, но и тяготеющее над обоими одиночество, утрата контакта с
миром, с людьми, с женщиной. Они пытаются вернуть этот контакт, штурмуя барьеры
времени и места: |