И все же художественная
философия Ромера укоренена в традиции рационализма. В его фильмах, порой
создающих впечатление изящной небрежности, на самом деле нет ничего случайного.
Они могут сниматься без написанного сценария, но это лишь означает, что
режиссер сочинил и выучил его наизусть. Интерьеры расписаны в строго заданном
стиле (например, Мондриана), камера движется по четко заданной траектории, а
монтаж в обычном смысле Ромеру практически не нужен, ибо он заранее монтирует
свое кино в голове. 80-летний классик Ромер
воплощает консервативный (в смысле неизменности на протяжении столетий) дух
французской культуры. 60-летний Блие, тоже ставший классиком, остается на этом
фоне — и, более широко, на фоне всей французской кинотрадиции — наиболее живым,
подвижным персонажем. Он не погряз в цепенеющем академизме, который сковывает
темперамент более молодых выходцев из "Кайе дю синема" — Тешине и
Ассаяса. Но он не имеет ничего общего и с неоварварством Жан-Жака Анно, других
"новых диких". Фильмы Блие, впрочем, как и
его романы, смотрятся и читаются легко, не требуя от потребителя особых интеллектуальных
усилий. В то же время они тонкими нитями вплетены в культурный контекст,
который до конца не расшифровать без знания кода. Это — код исконно французской
традиции, в которой высокое и низкое сосуществуют почти равноправно, и
уравнивает их облегченно романтизированное отношение к действительности,
которое не выветрилось даже в наш прагматичный век. Вот почему во Франции одни и
те же актеры без видимых усилий переходили из авангардных фильмов в жанровые и
наоборот: так делали Жан Габен, Жан Маре, Ален Делон. Вот почему так быстро
сдала свои первоначальные бунтарские позиции "новая волна". Бернар
Блие был связан главным образом с "низкой" сферой коммерческого и
полукоммерческого кино, и Бертран, младший современник "волны",
этого немного стеснялся. Но недолго, ибо ко времени его дебютов Шаброль уже
делал вполне добротные криминальные фильмы, а Ромер вернулся к старой, еще
докинематографической традиции. Блие отошел в сторону: он
всегда предпочитал не быть ангажированным, держался вне кланов и с самого
начала выбрал путь одиночки. Тем не менее именно он поддержал необходимый
баланс в развитии национального кино. Который то и дело рисковал быть нарушен
уклоном в сухой интеллектуализм или в жанровую банальность. Блие был и остается блудным
сыном великой культуры, не желающей превратиться ни в выхолощенный экстракт, ни
в синтетический суррогат. 7. Вим Вендерс. Жизнь после
смерти
"Лето в городе" "Так далеко, так близко" "Ложное движение" "Алиса в городах" |