Посланцем "папиного
кино" становится и Марчелло Мастроянни, сыгравший у Блие в картине
"Раз, два, три — замри". Он и приглашен в этом качестве — траченный
молью и алкоголем "мармеладный папашка", что ни день забывающий
путь в собственную квартиру. Еще бы не забыть, если противные окрестные
мальчишки то и дело снимают с нее дверь с заветным опознавательным номером и
ставят на улице где попало. Актер классической школы —
будь то Бернар Блие, Жанна Моро или Мастроянни — лишь подчеркивает своим
присутствием многокрасочную нелепость и абсурдную экстравагантность мира
Бертрана Блие, где царствуют истерия и насилие вперемешку с сентиментальными
бреднями, где латинская порода и речь почти вытеснены пришлой, арабской, а
учительница сливается с учениками в свальном полугрехе. Последний на сегодняшний
день фильм Блие называется "Мужчина моего типа". Как и все, что
режиссер делает в последнее время, он не несет в себе неожиданностей и повторяет
хорошо знакомые мотивы. Забавны и не лишены грустной рефлексии отношения мужчин
и женщин; трогательна Анук Гринберг в роли проститутки по призванию; заслужен
приз за женскую роль на Берлинском фестивале, врученный ей — новой подруге
Бертрана Блие. Блие, вслед за Годаром,
утратил былую провокативность. И, в отличие от Годара, даже не пытался
имитировать ее. Он не стал вечным анархистом французского кино — роль, на
которую многие претендовали, но немногие выдержали. Если его с кем из
зачинщиков "новой волны" и сопоставлять сегодня, то с блестящим
парадоксалистом, в прошлом редактором "Кайе дю синема", Эриком
Ромером. Ромер религиозен и
антибуржуазен (к Блие имеет отношение только второе). Ромер, как и Блие,
литературен, но в своих фильмах адаптирует формы средневекового театра, а также
максимы и насмешливые морализаторские сентенции XVIII века. Его называют Мюссе и Мариво
Десятой музы, наследником Ларошфуко и Лабрюйера. Он снимает циклами:
"Шесть нравоучительных историй", "Комедии и поговорки",
"Сказки времен года". В отличие от Блие, Ромера не интересуют
бисексуальные коллизии и он предлагает своим героям банальный выбор между двумя
женщинами, а героиням — между двумя мужчинами. Он описывает любовные
недоразумения, соблазны и ошибки юности, сердечные волнения. Нет роковых
страстей, главная страсть героев Ромера — любопытство к жизни. Их диалоги
подробны и дотошны; они не успокоятся, пока не дойдут до самой сути;
садомазохистский процесс спора доставляет им наслаждение, граничащее с половым.
В споре всегда побеждает не здравомыслие, а чувственный порыв. Поймать
"зеленый луч" (название знаменитой ромеровской картины) или
"голубой час" (лирический мотив другой) дано только тем, чей
интеллект уравновешен искренностью и доверием к жизни. |