Бертран Блие — один из
редких художников "визуальной цивилизации", кто еще верит в слово. Он
любит курить трубку и писать. О себе свидетельствует: "Я скорее
писатель, чем кинематографист". Прежде чем снять
"Вальсирующих", он написал и издал одноименный роман. В то время как современный
кинематограф стал оптическим шоком, ушел в воронку виртуальной реальности, в
нем одновременно с "новой зрелищностью" рождается и "новая
слышимость". Но не та, что бьет по рецепторам долби-стерео-суперэффектами.
Блие ориентируется на нормальное человеческое ухо, на камерный, даже интимный
слуховой диапазон. В нем говорит инстинкт защиты от агрессивной имиджелогии. Защиту Блие ищет в великой
литературной культуре своей страны. И культуре театральной, причем не столько в
ее высоких образцах, сколько и прежде всего в демократических, сниженных
формах. По темам, по диалогам, по построению сцен фильмы Блие следуют традициям
бульварного театра и кафе-театра. Оттуда родом и его персонажи —
романтические воры; убийцы и альфонсы поневоле; уличные девчонки-подростки с
повадками Гавроша; мещанские пары, падкие на порочные соблазны и похождения.
Все они — узнаваемые типы популистской литературы и популистского театра.
Оттуда же родом и сценография: большинство уличных эпизодов у Блие, не говоря
об интерьерных, поставлены в студии, и на экране чувствуется их — "более
подлинных, чем подлинные" — поэтичность и живописность. Для фильмов Блие характерны
сцены, разыгрываемые при искусственном свете (эффект "американской
ночи", воспетый Трюффо). Некоторые из картин ("Вечернее
платье", "Холодные закуски") почти целиком помещаются в
вечерне-ночную фазу суток, и это создает дополнительный ряд значений, идущих
от поэтического реализма, от старых фильмов Марселя Карне с их сновидческой,
призрачной романтикой, дыханием рока и острой нотой трагизма. Но — внимание —
Блие, в отличие от своих прямых предшественников и современников из "новой
волны", не увлечен стилизацией и не видит в ней самостоятельной ценности.
Его отношения со старым кино не полемические и уж никак не скрыто
ностальгические. Это отношения блудного сына
с отцом, которому кажутся дикими прически, манеры, сленг и вседозволенность
новой генерации. Но рано или поздно происходит братание и выясняется, что
цинизм молодежи во многом напускной, или отцовская строгость нравов не
абсолютна: разошлись не на такого уж размера дистанцию. Появление Бернара Блие в
фильме Бертрана Блие "Холодные закуски" в роли полицейского комиссара
— возвращение, строго говоря, отца к сыну, но суть от этого не меняется.
Проработавший с середины 30-х годов в парижских "театрах бульваров",
принесший с собой водевильно-опереточный дух, Блие-старший как никто оказался
уместен в сумеречном, безлюдном абсурде небоскреба-мегаполиса, в лабиринтах
которого прячется маньяк-убийца. Блие-полицейский и не думает ловить его;
главная цель героя — забыть убитую им самим жену-скрипачку, но тут, как назло,
судьба заносит его на скрипичный концерт... |