Не то чтобы Блие всерьез был
озабочен идеей метампсихоза, но по меньшей мере два его фильма опираются на
механизм этой идеи впрямую и непосредственно. Впрочем, именно эти два —
"Наша история" (1984) и "Спасибо, жизнь" (1991) — оказались
почти провальными. В первом случае дело усугублялось разочарованием фанов
Делона, сыгравшего алкаша, влюбленного в шлюху. И фанов Блие, сразу заметивших
чужеродность "нашему кино" пары Ален Делон — Натали Бай. Но даже те,
кому удалось пережить этот конфуз, зачахли от бесконечного блуждания по
гипотетическим сюжетным ходам, по неясным пунктирам, так и не приводящим ни к
чему путному и способным вдохновить лишь ценителей словесной схоластики. В отзыве одного из них
эстетические телодвижения Блие выводятся из литературной традиции Шодерло де
Лакло и доводятся до концептуализма современного рококо (инсталляций). Видимо,
еще более глубокими соображениями следует комментировать двухчасовой опус
"Спасибо, жизнь". Повествование и здесь то и дело запинается,
сворачивает в сторону, персонажи путаются и меняются ролями. На сей раз поиски
истинного сюжета обоснованы известным приемом: "снимается кино". Под
него можно смонтировать что угодно: барочный гиньоль из времен нацизма с фарсом
о девке, заразившей полгорода смертельной болезнью. И зрители, и герои все
меньше понимают, что происходит: ведь "если есть гестапо, не должно быть
СПИДа, и наоборот". Определенность не вносит даже Депардье, который
обычно чувствует себя в мире Блие, как рыба в воде, но здесь провисает в
меланхолическом вакууме. Казалось, Блие кончился,
отстал от времени, безнадежно заплутав в его хитросплетениях. Однако причина
неудач заключалась как раз в попытках найти некий универсальный маршрут,
определенный выход, свет в конце тоннеля — вместо того, чтобы отдаться
прихотливой логике лабиринта. Рациональные подпорки, выпирая все больше и
больше, губительны для этого режиссера — что доказывает их вторичность по
отношению к некой первичной материи, из которой возникли его ранние фильмы. Эта
материя отчасти опять оживает в последних работах Блие — "Раз, два, три —
замри" (1993) и "Мужчина моего типа" (1996). И механические
упражнения вновь, хоть на короткое время, превращаются во вдохновенный танец,
в азартную игру. Возвращается природный блеск
интеллекта, его фонтанирующая спонтанность. Вновь затягивает бешеный темп
диалогов, "более подлинных, чем подлинные", — то есть предельно
отточенных, острых и лишь замаскированных под праздную болтовню. Язык
маргиналов и иммигрантов, проституток и сутенеров, индустриальных окраин и
пустырей сохраняет свою натуральность, но при этом выстроен, как доклад на
симпозиуме. Не скрывая своей вульгарности, звучит поэтично. |