Но одно дело — придумывать и
облагораживать таких персонажей, другое — самому оказаться одним из них. Кто бы
мог подумать, что в роли неудачника окажется когда-нибудь сам Вендерс —
образцово-показательный и беспроблемный вундеркинд-очкарик-отличник. Его
неудачи мотивируют по-разному: объясняют техницистской гигантоманией последних
проектов режиссера или тем, что он попал в зависимость от финансовых магнатов
из кинокомпании Ciby
2000. Есть и более
простое, человеческое объяснение. В фильме "Небо над Берлином" в
роли земного ангела режиссер снял недавно встреченную подружку — француженку
Сольвейг Домартин. Когда Сольвейг разучивала цирковой номер и сорвалась с
высоты, Вендерс проявил удивительное самообладание, заставив ее моментально
подняться и повторить упражнение. Он спас ее тогда от психического шока, но не
смог удержать. Их последние совместные работы омрачены напряженностью отношений
и быстрым скатыванием Сольвейг в пучину алкоголизма. Красивая неразлучная пара
распалась, а на премьере фильма "Так далеко, так близко!",
продолжавшего сюжет "Неба над Берлином", Сольвейг поднималась на
каннскую лестницу лишь в качестве рядовой участницы фильма. Вендерс же шел с
новой женой. Круто изменились и судьбы других
участников дилогии — от "ангела-хранителя семейного очага" Настасьи
Кински (бежавшей с двумя детьми от мужа) до Михаила Горбачева. А еще один
персонаж второй части — галерейщик Натан Федоровский — вскоре покончил с собой.
Стоит ли удивляться, что и герои Вендерса претерпели жизненную метаморфозу?
Дамиэль окончательно обжился на земле и открыл пиццерию. Не удержался перед
соблазном стать человеком и Кассиэль. Ангелы и самого Вендерса превратили в
простого человека, которому суждены не только победы, но и поражения. В
"Небе над Берлином" Вендерс попытался быть пророком, и у него почти
получилось. Космополит Вендерс, впервые сделавший фильм на сугубо немецкую,
ставшую в тот момент главной мировой, тему, был признан главой европейского
киноистеблишмента. Ему теперь было вменено в обязанность поддерживать гаснущую
славу европейского кино с его усталым интеллектуализмом, усугубляющейся
меланхолией, с его рациональными попытками выжить и возродиться через
мультикультурные контакты и вливания чужой крови. Какой? Например, японской, в
которой вирус новых электронных технологий соседствует с неумирающими генами
Ясудзиро Одзу, одного из классических кумиров Вендерса. Вендерс — символ, живое воплощение
сегодняшнего европейского кино, каким бы оно ни было. После того как
"Фассбиндер умер, а Херцог уехал", Вендерс стал самым
репрезентативным европейским режиссером — даже для тех, кто замыкает этот
диагноз словами "Вендерс уснул", считая его поздние картины
безжизненно академичными. |