Вендерс положил жизнь на то, чтобы помочь
Десятой музе если не избежать смерти, то, по крайней мере, умереть достойно. Он
зафиксировал последний всплеск надежд Европы в своей дилогии о берлинских
ангелах, но в ней же показано, как стремительно эти надежды тают и ангелы — что
в небе, что на земле — становятся все грустнее. Им опять тесно и неуютно в
центре Европы, и они опять, уже по второму кругу, влекут Вендерса на край
континента, где разыгрывается действие "Лиссабонской истории" — картины,
прозрачностью и чистотой напоминающей ранние шедевры режиссера. Вспоминаются "Алиса в городах"
— турне писателя и его маленькой попутчицы по Рейнскому бассейну и даже более
поздний "Париж, Техас" — прорыв сквозь романтические дебри
панамериканского мифа к чувственной, осязаемой природе вещей и людей, камней и
кактусов. При всем своем интеллектуализме ранний Вендерс подкупает не "ложным
движением" умозрительной идеи, а обаянием простых, незатейливых отношений,
элементарных жестов и чувств, сентиментальных дорожных историй без начала и
конца. "Париж, Техас" — само это
название соединяет Европу и Америку, что стало некогда одной из навязчивых идей
Вендерса. В этой картине — один-единственный раз — это режиссеру удалось:
пейзаж американского Юга органично вобрал в себя усталую тоску старой Европы.
Кроме того, Вендерс нашел здесь потрясающий образ психологического дисконтакта:
когда мужчина — клиент публичного дома — встречает после долгой разлуки свою любимую
женщину и общается с ней сквозь одностороннее стекло. Впрочем, этот эпизод можно трактовать и
как предвестие развитых виртуальных коммуникаций. В одном из недавних интервью
Вендерс рассказывает о письме, которое прислала дочь его немецкого приятеля: она
сообщает, что успешно общается со своим сверстником из Америки с помощью
Интернета, в том числе сексуально. Но вот ее виртуальный американский друг
собрался приехать в Европу, и девушка в ужасе от одной мысли о возможной
встрече. Она спрашивает Вендерса, не знает ли он кого-то, кто имеет опыт out-net (внесетевого) общения. В фильмах Вендерса, даже ранних и внешне
столь жизнеподобных, уже содержится предчувствие глобального виртуального мира
и порождаемых им отношений. Режиссера всегда влекла искусственная реальность,
продуцируемая фото-, кино- и видеокамерой: в ней он видел новые соблазны и
опасности новых обманов. Будучи в 1979 году председателем жюри в Канне, он
наградил фильм "Секс, ложь и видео" дебютанта Стивена Содерберга —
фильм о том, как новая техника меняет технологию интимных связей. В последние годы Вендерс скорее пытается
соединить Европу с Азией, совершая регулярные налеты на Японию и снимая там
киноэссе, прямо или косвенно связанные с его любимцем Ясудзиро Одзу. Не
случайно именно Одзу и еще двум "ангелам" — Трюффо и Тарковскому —
Вендерс посвятил "Небо над Берлином". Вместе с тем его интерес к Японии
замешен на все тех же новейших аудиовизуальных технологиях, деформирующих и
ломающих цивилизацию на самом ее пике. |