Кино в этом смысле безобидно, как легкий
наркотик. Вендерс — прирожденный киноман; когда-то вместе с Бертраном Тавернье
они просиживали целые дни в залах Парижской синематеки, поглощая прямо из
бутылок молоко и чувствуя себя прямыми наследниками Трюффо и Годара. Теперь сам
Вендерс стал эталоном, к которому прикладывают родственные явления, и даже не
только европейские, но и расцветшие в лоне американского "независимого
кино". Все они — и "ленинградские
ковбои" Аки Каурисмяки, и обладающий почти таким же диковинным чубом Джим Джармуш
— эти "символы постмодернистской невинности" — многим обязаны всегда
аккуратно причесанному академику и отличнику Виму Вендерсу, ведомому по жизни
парой беспокойных ангелов. Обязан ему и балканский скиталец Тео Ангелопулос,
задевающий сегодня самую чувствительную струну европейского мифа и снимающий
вендерсовского "ангела" Бруно Ганца в роли претерпевающего кризис
режиссера или писателя. Сюжет "81/2" и
"Положения вещей" стал для европейских режиссеров роковым. Вендерс сам ощущает
сходство своего маршрута с античным: "Если уж говорить о моем герое,
то имя ему — Одиссей. И персонажей моих фильмов можно представить его друзьями,
которые пытаются разыскать его, чтобы сказать: еще не время возвращаться
домой". 8. Дэвид Линч. Хирург и жертва аборта
"Твин Пикс" "Дикие сердцем" "Синий бархат" "Простая история" "Шоссе в никуда" Уже давно Дэвид Линч не радует ценителей
авангарда, даже с приставкой "пост". Многие убеждены, что он разменял
уникальный дар салонного сказочника на "твинпопсовую" популярность у
среднего класса. Это спорно. Не только в унифицированном Сиэтле, но и в
Нью-Йорке, и в Сан-Франциско, и в Лос-Анджелесе в дни демонстрации "Твин
Пикс" рок-певцы переносили на более раннее время свои концерты, а голливудская
элита отменяла вечерние мероприятия. В Москве надписи "Твин Пике"
гладью вышивали на майках известные интеллектуалки. Но даже если что-то в атмосфере
"вокруг Линча" изменилось, лишенный комплексов и умеющий довести до
ручки любого психоаналитика режиссер поплевывает на скептиков с высокой
колокольни. У него нет фобий, свойственных режиссерам
Западной, а тем более Восточной Европы, — страха, что даже достигнув пика
всемирной известности, они рискуют в один момент потерять все. Культ Гринуэя
обернулся тем, что к нему резко охладела европейская киноэлита, а заодно и финансисты:
он, как и Вендерс, вынужден искать теперь спонсоров в пронизанной новыми
технологиями Японии. Еще один кумир — Люк Бессон, стремясь удержаться на плаву,
старательно копирует заокеанские модели. Перед каждым стоит дилемма: либо
самоидентичность, либо следование стандартам масскульта. Первый путь ведет к
одиночеству и замкнутости, второй — к эпигонству. |