Линч — один из считанных органичных
"варваров" в современной кинокультуре. И один из немногих реально
изменивших ее ландшафт. Древо "линчевианы" разрослось за последние
годы столь же буйно, сколь и культовая поросль "Твин Пике",
пересаженная с телеэкрана на бумажную почву pulp fiction — воспетого Квентином Тарантино бульварного чтива: комиксов,
разукрашенных сюжетных схем, дневников Лоры Палмер и агента Купера. Одно из
этих произведений принадлежит перу дочери режиссера Дженнифер Линч. Она же
выступила автором фильма "Елена в ящике", доведшего до полного
примитива отцовскую эстетику отвращения". В качестве типового шлягера
пошла гулять по миру таинственно приглушенная музыка Анджело Бадаламенти.
"Твин Пике" породил целую гряду подражаний — "пиков"
поменьше — на пространстве от Голландии до Японии, включая и российскую
"Дюбу-дюбу". Правда, последние годы оказались не
самыми успешными в биографии Линча. Фильм "Огонь, иди за мной"
(являющий собой "приквел" — сюжетную предысторию "Твин
Пикс"), представленный в Канне в 1992 году, не повторил триумфа
"Диких сердцем". Режиссер разочаровал своих фанов, позволив злу вселиться
в безупречного Купера. Поклонники почувствовали себя обманутыми: Бог умер, и
не в кого больше верить. Название следующей картины режиссера
"Шоссе в никуда" (1997) только подчеркнуло тупиковость ситуации.
Долго пролежавшая на продюсерской "полке" в киноконцерне Ciby 2000 (который "скупает" модных режиссеров и формирует
космополитический стиль "общих мест"), она миновала фестивали, а
выпущенная в прокат, с треском провалилась. На российских просмотрах
"Шоссе" бывшие фаны Линча вели себя по-разному: те, кто подобрее,
характеризовали фильм как "культовый" и "психоделический",
но даже в похвалах чувствовались натужность и желание идти против течения,
фоном стало общее разочарование, и некоторые из "партии Линча",
опасаясь негативных эмоций, вовсе не пошли на "Шоссе". Трудно сказать, насколько Линча лично
коснулось и затронуло общее охлаждение. Похоже, однако, что ему самому надоела
роль небожителя. Он больше не хотел, чтобы его любили, и безуспешно пытался
полюбить сам. "Я брался за множество разных вещей в надежде найти то,
что заставит себя полюбить, но так и не нашел",—
признался режиссер. Без вдохновения сделанный на комедийных
гэгах сериал "В эфире" прошел незамеченным. Один киносценарий остался
не дописан, другой отклонен той же самой Ciby 2000. И только с третьей попытки появилось
"Шоссе в никуда". |