При этом Линч
никогда не бездействовал и довольно легко решал финансовые проблемы. В период
кризиса он дал волю всем своим хобби — рисовал, фотографировал и делал мебель.
Кроме того, он снимал рекламные ролики для Джорджо Армани и Карла Лагерфельда —
вплоть до Майкла Джексона. Он вел себя как
человек, почивший на лаврах и переживший двойной пик своей славы,
разместившийся на постмодернистском пространстве 80-х годов. Вот краткая
хроника событий. 1980 Полнометражный
дебют Линча "Человек-слон" сигнализирует о появлении мощного
режиссера и утверждает моду на новый тип экранных уродов и мутантов. Как бы
экстравагантно некоторые из них ни выглядели, они воспринимаются теперь уже не
как зловещие казусы или загадочные экстремумы, а как проявление обыденного
уродства жизни. Широко известный ранее в узких кругах "параллельного
кино", Линч перенес темы и приемы хиреющего американского авангарда в
респектабельный большой кинематограф. И занял в нем место где-то между певцом
природных аномалий Вернером Хериогом и Дэвидом Кроненбергом, поэтом злостных
мутаций и патологической гинекологии. Линч избежал крайностей: он не
перенасытил персонажей "Человека-слона" ни социальной, ни
экзистенциальной начинкой, так что вряд ли правомерно рассматривать эту нежную
и трогательную ленту как дидактический трактат о политкорректности. Лучше всех подобные трактовки
прокомментировал сам Линч: "Не знаю, почему
считается, что искусство должно иметь смысл. Ведь все как-то смирились с тем,
что жизнь не имеет смысла". 1983-85 Линч делает свою первую и последнюю
суперпродукцию — фильм "Дюна" — в жанре космической фантастики. Хотя
с поставленной коммерческой задачей режиссер не справляется, а критика разносит
картину в пух и прах, Линч оттачивает свой стиль и обживает свой мир, решая
дизайн каждой "планеты" в духе самых невероятных безумств. Одну из
них он стилизует под ренессансную Венецию, другую — под мексиканскую пустыню. 1986 "Синий бархат" производит
скандал сначала на Каннском фестивале, где картину отказались включить в
конкурс, потом — среди критиков, но в итоге признан эталонным фильмом Линча.
Покойный Леонид Трауберг сказал, что не видел в жизни ничего более отвратительного,
между тем "готические аттракционы" Линча могут быть в какой-то мере
уподоблены экспериментам ФЭКСов. Во всяком случае, "Синий бархат"
сыграл роль центральной эстетической (и этической) провокации в кинематографе
80-х годов, который из интеллектуального стремительно превращался в
обывательский. Линч обращается напрямик к обыденному подсознанию, извлекая из
него колоссальные запасы "мистической жути". Первым после Бунюэля он
освоил жанр постсюрреалистической сказки, первым после Полянского
реабилитировал романтический гиньоль, первым после Бертолуччи высек искру инфернальной
эротики. И еще насытил мир своих фильмов (это теперь войдет у него в традицию)
многочисленными приветами от Хичкока, всеми его ложными "крючками" и
безотказными "кнопками". |