1990. "Дикие сердцем" благодаря упомянутому Бертолуччи,
бывшему председателем жюри, срывает "Золотую пальмовую ветвь" в
Канне. Свист противников тонет в восторгах добровольных служителей культа,
приветствующих на сцене Линча и его "светоносную подругу" Изабеллу
Росселлини (это было одно из их последних совместных появлений: разрыв не
заставил себя ждать). 1990 год почти официально объявлен
"годом Линча" (недаром суеверный Д.Л. до объявления итогов фестиваля
не завязывал шнурки ботинок). "Дикие сердцем" сводят воедино
линчевские контрасты — трепетный мистицизм и попсовый угар, детскую веру в
чудеса и невыносимую даже для взрослых изощренность порока, изыски
стилизаторства и влечение к кичу. Как никакой из прежних, этот фильм Линча
пронизан энергетическим драйвом и вызывает в зале мгновенную вибрацию. Он вообще не похож на прежние картины
режиссера. И в этой разнице — ключ не только к эволюции Линча, но и к процессу
вызревания в лоне мирового поставангарда зародыша поп-кинематографа конца века.
"Синий бархат" начинается по существу с того момента, когда юный наивный
Джеффри (Кайл Маклоклен — будущий агент Купер) находит в траве отрезанное
человеческое ухо и пытается собственными силами разгадать стоящую за этим
загадку. В фильме полно стереотипных мотивов американского "крими" —
от коррумпированных полисменов до кровавых разборок торговцев наркотиками. Но
даже если они имеют отношение к делу, все равно оказываются скорее ложными
следами, обманками, причем не пародийного или стебного свойства. Зло проникает
в провинциальную идиллию через коррупцию и преступление, но носит все же
характер метафизический. Певица Дороги — Изабелла Росселлини —
поет тягуче-эротичную, как жвачка, песню "Синий бархат" и получает
мазохистский кайф от унижений, которым подвергает ее Фрэнк (Деннис Хоппер) —
прежде всего психопат и садист, а потом уже криминальная личность. Другую
наркотически-ритуальную песню — "В мечтах" — исполняет гротескный Дин
Стокуэлл с напудренным лицом гомосексуального клоуна. В эту теплую компанию
извращенцев попадает Джеффри, который сначала выступает "агентом сил
добра", потом — невольным вуайером и, наконец, дает злу втянуть себя в
свой порочный круг. Поплывший от наркотического вливания Фрэнк размазывает
кровь на лице Джеффри и целует неофита в губы. Тем самым он говорит: "Ты
такой же, как я" и осуществляет ритуал идентификации, приобщения к пороку.
В этом фильме все становится ритуальным, и эмоциональные кульминации не
совпадают с сюжетными: следствие "овердозы" — неумеренного
пользования киношными стереотипами. |