О том, что элитарный "Синий
бархат" беременен массовыми экстазами 'Твин Пике", свидетельствует
вступительная сцена фильма, в которой женщина сидит у телевизора и смотрит
типовой триллер. Интерьер комнаты напоминает рекламную картинку, и в нее с
экрана врывается звук чьих-то зловещих шагов, поднимается рука с пистолетом. А
за стенкой комнаты тоже творится недоброе: образ тишины и покоя, ленивого
процветания обманчив, зло и насилие располагаются не только рядом — они
находятся прямо здесь. Синий бархат" казался угрожающим и
стильно холодным; зато "Дикие сердцем" — на свой манер, конечно, —
стараются быть теплыми и приятными. Герои фильма Сейлор (Моряк) и Аула — это
безобидные искатели приключений, это дети, заблудившиеся в джунглях, где им не
страшны ни змеи, ни крокодилы: из змеи они делают нашейное украшение, крокодила
седлают и едут на нем верхом. Это как бы Бонни и Клайд в эмбриональной фазе, из
которой они никогда не выйдут. Они не могут быть инфицированы злом, поскольку
по уши погружены в него с рождения. В отличие от героев "Синего
бархата" (героиню играет та же Лора Дерн, Маклоклена заменяет более
звездный Николае Кейдж), им не нужно открывать инфернальную сторону жизни; они
сами — часть ее, и в то же время они остаются — вплоть до полного идиотизма —
стерильно чистыми. Как в сказке. Сейлор и Аула — истинные дети американской
поп-мифологии. За Сейлором стоит миф Элвиса Пресли, за Лулой — фигура Мэрилин
Монро. И тот, и другая гротескно заострены, но в сущности не так далеко ушли от
прототипов, сохраняя их основные характеристики: невинный эротизм, чистоту порока. Сейлор и Лула — дети старой и доброй,
наивной и сильной Америки, не испорченной психоанализом и рефлексиями. Той
Америки, где идеологией был Запад, а раем — Калифорния. Герои "Диких
сердцем" и едут в Калифорнию через опасный Нью-Орлеан, через затягивающий,
словно черная дыра, Техас. Они так и не добираются до цели, да и не нужно: ведь
рая уже не существует. Зато по дороге они дают волю своим диким
сердцам. Они умеют любить, быть великодушными, но могут и превратиться в
жестоких варваров. Сейлор, защищаясь, убивает противника в манере, достойной
мифических героев Гомера. В дискотеке он же ставит на место зарвавшегося панка:
светлая сила побеждает унылый порок. Линч словно отвечает своим критикам,
обвинявшим его после "Синего бархата" в аморализме: молчите и смотрите,
я специально для вас показываю, как можно сохранить невинность. О да, в этой невинности тоже есть свои
противоречия. Как, скажем, между сладостью идеалов и жестокой дикостью сердец —
этими двумя векторами американской культуры. Не принадлежа до конца ни одному,
ни другому, Сейлор и Лула балансируют между ними под нежную мелодию Love Me Tender. |