Не случайно Линч изверг основные плоды
своих фантазмов именно в 80-е годы, когда старая модель культуры (классика
плюс-минус авангард) оказалась в рекордно короткие сроки заменена другой —
построенной на экспансии масскульта. Авангард (и его наследник модернизм) был
абортирован из многострадального лона культуры. Линч — один из тех, кто
блистательно провел эту операцию, но он же стал невольной жертвой аборта, когда
монструозные зародыши зажили своей жизнью и перенаселили планету. На "Диких сердцем" классический
Линч, начавшийся "Человеком-слоном", заканчивается. Сериальный эффект
"Твин Пикс" принадлежит уже другой территории и отчасти другой эпохе:
место Линча смотрится там совсем иначе. Как было оно иным в 60—70-е годы, когда
режиссер экспериментировал с движущимся изображением и звуком, а потом в
течение семи лет снимал "Старательную головку" (1977) —
"последний шедевр авангарда", фильм об отвратных зародышах, о
недоношенных уродцах, об экскрементах и отходах постиндустриальной цивилизации. Эти "отходы" постепенно
перестали быть шокирующими и отвратными, страшными и зловещими. Линч сам все
больше идентифицируется с ними. Все меньше интереса представляет поздняя
фаза биографии Линча, и все больше — в качестве значимого фрагмента истории
культуры — фаза ранняя. Детство Линча прошло в лесах Монтаны, его отец был
натуралистом-исследователем, он-то и заинтриговал сына болезненными тайнами
живой природы. Культура, искусство для Линча ассоциировались с живописью,
которую он изучал в Бостоне и Пенсильвании, а в промежутке ездил в Австрию в
поисках экспрессиониста Оскара Кокошки. Его первый фильм представлял собой
бесконечную цепь одноминутных эпизодов, в которых показаны шесть голов: сначала их мучает рвота, а потом они
возгораются. "Стирательная головка", рассказывающая о зомби, его
нервной подружке и ребенке-мутанте, считается автобиографическим фильмом: во
время работы над ним Линч бросил свою жену с ребенком. Другую жену и еще одного
ребенка режиссер оставил в период "Синего бархата" — когда встретил
Изабеллу Росселлини. Она была в восторге от безудержной фантазии Линча, но в
конце концов признала, что не в состоянии выносить его чудачества и эскапады. Журнал "Ньюсуик" сообщает о
том, что Линча приводит в восторг человеческий, особенно женский организм.
Когда одной из его продюсерш делали гинекологическую операцию, он якобы упросил
ее прислать ему свою матку. Название "Твин Пике" —
"Вершины-близнецы" многие трактуют как метафору женских грудей. Нередко Линча называют жестоким критиком
консервативного американского общества; говорят даже о гневном "суде
Линча" над рейгановской Америкой, а также викторианской Англией. Красивый
образ, однако, довольно бессмыслен. Разумеется, Линч рисует одноэтажную
Америку не без иронии, но испытывает гораздо больше восторга перед остатками ее
природной мощи и первопроходческого варварства. Что касается Англии прошлого
века, речь скорее идет о враждебности культуры естеству человека, что актуально
во все времена развитой цивилизации. И вообще экскурсы в прошлое
("Человек-слон") и в будущее ("Дюна") Линч предпринял по
заказу продюсеров, сам же играл роль "наемного пистолета" и не
рассматривал эти фильмы как стопроцентно личные. |