Зато несомненно личной следует признать The Straight Story — продукт деятельности Линча, датированный 1999 годом.
Невероятно трогательна и только на первый взгляд необычна для режиссера эта
"Простая история": так правильнее всего перевести название фильма о
старике-ветеране по имени Стрэйт, который пропахал на своем допотопном
тракторе пол-Америки, чтобы встретиться с тяжело больным братом, забыть давнюю
распрю и посидеть вдвоем под звездным небом. Линч любовно рисует американскую
глубинку, и не надо этому особенно удивляться. За зловещей двойственностью
"Вершин-близнецов" мерцает не менее пугающая ясность. Консерватизм
позиции Линча все более очевидно обращает его к так называемым "позитивным
ценностям". По словам дочери режиссера, "он
любит Рейгана, любит Америку, очень нетерпим к ее врагам". Он, как и
инспектор Купер, воплощает вполне дикие и вполне варварские гастрономические
вкусы своей страны: кофе с пончиками, брокколи на пару, сыр с подгорелым
хлебом. Что касается вкусов эстетических, Линч гениально
выразил их постмодернистскую мутацию, их шокирующую чрезмерность: слишком
зеленая трава, слишком алая кровь, слишком синий бархат и вовсе уж не
существующая в природе голубая роза. Однако время мутаций прошло, вернее, они
начали восприниматься, как должное, как нормальное реалистически-виртуальное
явление в эпоху не знающей границ всеядности. Нет больше необходимости в авангардистских
абортах, рождаемость новых художественных явлений вновь вышла на привычный
мещанский уровень. Отыграв роль диктатора стиля целого
десятилетия, Дэвид Линч в свои пятьдесят с небольшим вновь — что ему оставалось
делать? — превратился в одинокого волка, по-американски пожирающего гамбургеры
и перерабатывающего их в фантастические ужасно-прекрасные химеры. 9. Джим Джармуш. Поэт внутренней иммиграции
"Ночь на земле" "Страннее рая" "Вне закона" "Мертвец" "Таинственный поезд" "Вне закона" "Пес-призрак: Путь самурая" После появления в 1995 году
"Мертвеца" Джима Джармуша заговорили о том, о чем давно боятся
говорить, — о шедевре. На фоне массовой поставки продуктов "под
Тарантино" и явной стереотипизации американского "независимого
кино" опыт Джармуша выглядит уникально в силу все большего удаления от
принятых стандартов и вместе с тем все нарастающей художественной силы. "Мертвец" — метафизический
вестерн. Действие его, которое вряд ли кто-то возьмется достоверно
пересказать, происходит в прошлом веке, а главного героя зовут, как знаменитого
ирландского поэта, Уильям Блэйк.
Этот герой в сопровождении довольно свирепого вида индейца совершает
путешествие по странной местности, но в самом начале пути его убивают в
дурацкой постельной ссоре. Тем не менее путь продолжается — вероятно, в другой
жизни. Дальнейшее можно трактовать почти произвольно, а можно не трактовать
никак, рассуждая о реинкарнации, гении места, мистике американского
пейзажа и о других столь же утонченных вещах, которые все окажутся вполне
кстати. |