Если добавить, что главную роль в фильме
играет один из голливудских секс-символов Джонни Депп, а в эпизодической
выступает легендарный рок-музыкант Игги Поп, возникает полное ощущение, что мы
имеем дело с продуктом тусовки, вполне совместимой с тарантиновской. Джармуш действительно принадлежит к
некоему не совсем тайному обществу. Впрочем, существует ли оно на самом деле,
трудно утверждать наверняка. Ибо все, что окружает Джармуша, приобретает
характер какой-то зыбкой парадоксальности. Он, как и Вуди Аллен, выступает в
джаз-клубах и слывет local hero
— местным героем,
воплощением духа Нью-Йорка. Но, в противоположность Аллену, эта слава пришла к
нему благодаря тому, что Джармуш видит свой город глазами
маргинала-иммигранта. Он считается на международной арене самым
ярким и востребованным (то, что американцы называют hottest) представителем кинематографа Independents. Этот статус подтверждает и тот факт, что Джармуш единственный
из независимых американских режиссеров в игровом кино, кто владеет негативами
всех своих фильмов. И о нем же можно сказать, что нет пророка в своем
отечестве, если под последним понимать все тот же усыновивший Джармуша город.
Ибо на родине Джармуш скорее ассоциируется с космополитичной богемой
нью-йоркского "даунтауна", чем с укорененным манхэттенским
истеблишментом. Ибо родился он вообще не в Нью-Йорке, а в штате Огайо, в
жилах его течет с десяток кровей, включая французскую и венгерскую. "Планетой Джармуша" называют
Нижний Ист-Сайд с его невероятной концентрацией меньшинств. Экзотический, в
иероглифах и желто-красных вывесках "чайна-таун" соседствует с
"маленькой Италией", где пахнет пиццей, а на висящих в витринах
майках написано "Итальянские парни — самые клевые". Перейдешь улицу —
начинается венгерский квартал, а рядом с ним украинский, где в ресторанах дают
борщ и галушки. В двух шагах от богемного, напоминающего парижский Латинский
квартал, пятачка Сэнт Маркс Плэйс — небезопасный "алфавитный город",
с мрачными домами, заселенными "латиносами", с улицами, тупо
обозначенными А, В, С... Джармуш кажется коренным обитателем этой
планеты, где расположены его дом, его офис, его любимые бары и местные
достопримечательности вроде школы, в которой учился другой певец Нью-Йорка,
Мартин Скорсезе. Впрочем, фаны Джармуша утверждают, что ему достаточно
просто поселиться в каком-то месте, чтобы весь этот район приобрел
трансцендентальные свойства. Нетрудно убедиться, что Джармуш не так уж
часто делал кино на своей "планете". Только первый его фильм
"Вечные каникулы" (1980) целиком снят в Нью-Йорке и может
рассматриваться как лирический дневник 27-летнего режиссера, который
объясняется в любви к небезопасным дворам и эксцентричным обитателям ставшего
родным города. Не удивительно: здесь Джармуш учился в университете и «Вечными
каникулами» защитил диплом. |