"Мертвец" на ином
уровне глубины возвращает нас к атмосфере "Страннее рая":
не случайно и сам Джармуш усматривает между этими, столь разными картинами нечто
общее — специфический ритм, не навязанный извне, не заданный коммерческими
задачами, а как бы реинкарнированный из классических японских фильмов. После "Мертвеца" Джармуша уже
нельзя рассматривать как поколенческого или культурного героя своей эпохи и
своей страны. Нельзя рассматривать и как монстра постмодернистского кино. В нашумевшей книге "Поражение
мысли" Ален Финкелькро
утверждает, что постмодернизм кое-что черпает из опыта русского популизма XIX века. Нигилистический лозунг "пара
сапог стоит больше Шекспира" лишь заменяется на более универсальный. Пара
сапог стоит Шекспира — если на обуви стоит клеймо знаменитого фирмача. Хороший
комикс стоит повести Набокова, классный рекламный трюк — стихотворения
Аполлинера, красивый футбольный гол — балета Пины Бауш, великий портной —
полотен Пикассо и Мане. Большая культура оказалась десакрализована, выхвачена
из рук "проклятых поэтов", сведена к повседневным жестам повседневных
людей. И наоборот: спорт, мода и развлечение вторглись в сферу большой культуры.
Чтобы скорее догнать пару сапог, художники должны преодолеть свою культурность,
впасть в косноязычие: "Даже тот, кто имел несчастье родиться в стране
великой литературы, должен писать, как чешский еврей пишет по-немецки, как
узбек пишет по-русски. Писать, как собака, уминающая себе подстилку, как
крыса, роющая себе нору. И чтобы этого достичь, должно открыть в себе свою
собственную точку отсталости, свой диалект, свой третий мир, свою пустыню". Кодекс политкорректности отрицает понятие
"культурный человек" и предлагает новый образец человека
мультикультурного. А если вы не хотите ставить знак равенства между
Бетховеном и Бобом Марли (даже если один белый, а другой черный), то все
потому, что являетесь подлецами и пуританами, деспотами и расистами. Джармуш — настоящий американец: он
помнит, что его страна выросла из геноцида, и всегда носит при себе пистолет.
Но он решительно против мифологизации насилия, которая определила поэтику
нового американского кино — от Пекинпа до Тарантино. В "Мертвеце" всякий,
кто берется за оружие, выглядит отнюдь не героем. В качестве жанровой модели он
берет не Джона Форда, а так называемый "кислотный вестерн" 60—70-х
годов. Он демонстрирует даже более мрачный взгляд на Америку, чем прежде, и
делает свою первую геополитическую картину. Но это и первая картина, которую
можно назвать геокультурной. Здесь бы пригодилось устаревшее
определение Ленина о двух культурах в одном обществе. В сущности, в "Мертвеце"
сталкиваются две культуры — кислотная культура Ист-Сайда (Игги Поп и Нил
Янг) и культура бладов и блэкфутов — индейских племен, некогда
заселявших Великие Равнины и истребленных промышленной цивилизацией. Ирония
Истории состоит в том, что обе культуры легко находят общий язык на почве smoke — культа курения и сопутствующих галлюцинаций. Продуктом
одной из этих галлюцинаций и стал "Мертвец". |