Видимо, осознав это, Джармуш сделал
"Мертвеца" — картину, принципиально удаленную от
поверхностного потока жизни и столь же принципиально связанную с американской
жанровой мифологией и стоящей за ней философией. Герои "Страннее рая" и
"Вне закона" жили иллюзорной жизнью случайных путешественников и
неполноценных иммигрантов. Джармуша этого периода сравнивали с Фрэнком Каира —
самым оптимистичным американским режиссером 30-х годов, создателем добрых
комедий о простых людях, которых рано или поздно вознаграждает судьба, так же
как она карает алчность и порок. Герои Джармуша вознаграждаются не браком с
юной миллионершей и не "грин-картой", а всего лишь авторским
сочувствием, грустной понимающей улыбкой. Кроме того, что немаловажно, эти
герои живут в свободной стране, могут не спеша и бесцельно передвигаться по
ней, лицезреть ее гримасы и причуды. В этих путешествиях они могут даже
встретить родственную душу. Неприкаянность, неукорененность не означают
более, как это было в американском кино 60-х, протеста против норм системы. Скорее
это свойство человеческой экзистенции в постиндустриальном обществе, лишенном
больших надежд, зато приручившем свои страхи. Надежда возникает у Джармуша в фильме "Таинственный
поезд", но это надежда, обращенная вспять, в мифологизированное
прошлое, в волшебную сказку американского масскульта. Японская пара фанатов
Элвиса Пресли приезжает в Мемфис, штат Теннесси, на родину кумира, чтобы
посетить его мемориальный музей. Собираются здесь волей свободного
перемещения в пространстве и другие близкие и далекие персонажи, они заполняют
собою микросюжеты трех новелл, чтобы в финале соединиться в коробейнике
местного отеля и услышать один и тот же выстрел. Но в сущности их судьбы
остаются несводимыми, как стороны ленты Мебиуса. Важно лишь символическое
сближение, которое происходит на почве блуждания по свету со стандартными
опознавательными знаками. Элвис Пресли — один из них, и здесь Джармуш
максимально приближается, с одной строны, к Уорхолу, с другой — к Тарантино,
предвосхищая новую сюжетность и новый саспенс его картин, целиком построенных
на материале pulp fiction. По этому пути идут сегодня и некоторые
последователи Джармуша — как, скажем, его бывший оператор Том де Чилло. Сам же
Джармуш открывает в "Мертвеце" путь рискованный и неожиданный. От
имитации жизненных фактур и звуков — к суггестивной образности пространства и
музыкальной психоделике. От иммиграции как социально-психологического
статуса к внутренней иммиграции в иное кодовое пространство, в иную культурную
реальность, в иную жизнь. Сменив оптику, решительно вырулив из реальности
в мета-реальность, Джармуш, как ни странно, вернулся к самому себе.
Десятилетие между "Страннее рая" и "Мертвецом" стало
испытанием Джармуша на прочность. Он больше не хотел делать уныло
описательные, вяло поэтические — пусть даже талантливые — фильмы, как
большинство его невольных сообщников по "независимому кино".
Последнее, с другой стороны, все больше коммерциализировалось, становилось
объектом моды, купли-продажи, арт-политики. Работы Джармуша этого десятилетия
можно рассматривать как «легкое развлекательное кино, пусть и с серьезным
подтекстом» (Джонатан Розенбаум). Но этого режиссеру было мало. |