Остается и мастером почти бессюжетного
повествования. Джармуш сам любит декларировать, что не снимает "кино":
просто выходит на улицу и наблюдает жизнь. Тот же тезис положил в основу своей
эстетики Энди Уорхол, превративший голливудских божеств в элемент бытового
дизайна, а на их фоне часами наблюдавший телодвижения безымянных статистов.
Джармуш развивает принципы американского поп-арта на ином фундаменте: его
вселенная населена персонажами культовой арт-тусовки, которые мимикрируют под
"простых людей". Сергей Добротворский писал: "Бродяг, беглых
зэков, натурализованных эмигрантов и скучающих ночных портье у него играют
рокеры, джазмены и тусовщики <...> То есть те, чей аутсайдерский имидж
принадлежит совершенно иному культурному слою и открывается в стиле богемного
кабаре. А может быть, только подчеркивает, что, по сути, нет никакой разницы
между элитной рок-сценой и тоскливой пустошью Среднего Запада". В «Ночи на земле» Джармуш экстраполирует
свой опыт на европейские города и даже далее: от Хельсинки уже недалеко до
Москвы. И населяет их опять же культовыми фигурами, преимущественно из сферы
арт-кино. В Париже это Беатрис Даль, героиня "Бетти Блю" Бенекса. В
Риме — Роберто Бениньи, уже сыгравший до того у Джармуша в фильме "Вне
закона". В Хельсинки — это Матти Пеллонпяа, героя которого зовут Мика, а
его пассажира — Аки, как братьев Каурисмяки. С последними Джармуша связывает
особенно близкая родственность, а сам он со своим огромным белесым чубом —
этим "символом постмодернистской невинности" — напоминает порой
"ленинградского ковбоя", только из штата Огайо, случайным образом поселившегося
в Нью-Йорке. Соответственно в нью-йоркском эпизоде
"Ночи на земле" появляется актер из бывшей ГДР Армин Мюллер-Шталь,
привычно играющий иммигранта, и пара негритянских персонажей — Джанкарло
Эспозито и Роза Перес, пришедших из фильмов Спайка Ли. Наконец, в Лос-Анджелесе
в такси, управляемое Вайноной Райдер, садится Джина Роулендс — вдова Джона
Кассаветиса, и каждый из героев несет в "Ночь" Джармуша свой
кинематографический шлейф. Это ночное путешествие по родственным
кинематографическим вселенным можно было бы продолжать до бесконечности, и
было бы занятно посмотреть, как, например, Джармуш увидел бы ночной Мадрид
глазами Педро Альмодовара: вероятно, меланхолично-джазовая монотонность
"такси-блюза" была бы нарушена парочкой типично испанских высоких
каблуков и леопардовых шкур. К сожалению, принцип внедрения культурных
стереотипов столь же хорош, сколь плох. Финны в этом фильме — чересур финны, и
если кто-то из них напивается, то вследствие того, что одновременно потерял
работу, жену и машину, а дочь забеременела. Итальянец-таксист исповедуется
пассажиру-священнику в том, что жил с помпой, овцой и невесткой. Словом,
миниатюры лишаются присущей стилю Джармуша. элегантной необязательности и превращаются
в плоские анекдоты. |