Когда польский режиссер не ощущает
присутствия Бога, как в финале "Красного", он сам берет на себя
божественные функции. Бергман бы так прелестно-легкомысленно не поступил, зато
понял бы Кесьлевского в другом. Отсутствие все же говорит о присутствии — если
и не Бога, то человеческого двойника, в чем тоже есть очевидный высший
промысел. В "Двойной жизни Вероники" и в трилогии выстраивается
целая система чисто зрительных и метафорических отражений — как в
бергмановском зеркале, но со славянским, отчасти даже "тарковским"
мистицизмом. Уместно вспомнить, что международная
известность К.К. началась с Большого приза фильму "Кинолюбитель" на
Московском фестивале 1979 года. Приз был присужден по причине тупости
брежневских идеологов, в очередной раз проглядевших крамолу. Это была острая
рефлексия бывшего документалиста на предмет двойственной роли кинокамеры вообще
и в социалистическом мире двойной морали, в частности. Затем последовало десятилетие
оппозиционной жизни в условиях мягкой диктатуры. Эмоциональный опыт и ощущения
поляков той поры Кесьлевский суммировал в картине "Случай" (1981),
как водится, пролежавшей несколько лет на "полке." Триумфом Кесьлевского стал
"Декалог" (1988—89) расцененный в киномире как творческий подвиг.
Десять фильмов, снятых в рекордно короткие сроки на высочайшем духовном накале,
предстали чудом минималистской красоты в век торжествующего маньеризма и
серийной культуры. Кесьлевский и его сценарист Кшиштоф Песевич не испугались
назидательности, с которой каждая из Десяти заповедей накладывается на
релятивизм современной общественной морали. Избранный ими драматургический
принцип, как и изобразительное решение, и характер актерской игры концентрируют
все лучшее, что было выработано польским кино морального беспокойства", но
идут дальше — от модели общества к проекту личности, от Вайды — к Бергману. В то же время, в отличие от сурового и
холодного скандинава, Кесьлевский по-славянски тепел, даже горяч, а кульминации
его притч обжигают не интеллектуально, а эмоционально. В мировом кино еще не
было такого мучительного в своей подробности убийства ("Короткий фильм об
убийстве", говорят, очень смутил ничего не понявшего Чака Норриса), еще
не было такой несмелой, деликатной любви ("Короткий фильм о любви").
Эти две удивительные картины образовали эпический каркас "Декалога". Но и среди остальных притч, скорее
напоминающих новеллы, чем романы, есть незабываемые. Как, скажем, о мальчике,
провалившемся под лед, и его отце, боготворящем компьютер. Эта элементарная
история проникает в самую сердцевину современного миропонимания, показывает,
насколько самонадеянный рационализм чреват трагедией. Показывает без указующего
перста, простотой и логикой жизненных ситуаций, очищенных от всего случайного и
при этом не становящихся банальными. |