Кесьлевский не укладывается в
классификацию Андре Базена, который делит художников на тех, кто предпочитает
реальность, и тех, кто верит в образ. У него нет противоречия между физикой и
метафизикой. Кесьлевский-художник погружен в тайну жизни, в ее ужасы и в ее
чудеса. Однако и он не мог предугадать, в какой
прагматичный контекст попадут его фильмы. Время триумфа "Декалога"
совпало с крахом коммунизма и строительством новой утопии — Европейского Дома.
Всем импонировало, что Кесьлевский поляк, и действие его притч происходит в
убогих социалистических интерьерах. Гениальный "Короткий фильм об
убийстве" можно было с равным основанием рассматривать как интерпретацию
Первой христианской заповеди и как культивируемое Советом Европы неприятие
смертной казни. Привлекало и то, что Кесьлевский — провинциал-технарь, человек
нелюдимый и несветский (в отличие от своего тезки Занусси), почти безъязыкий,
единственный, кто на европейских конференциях требовал переводчика и непрерывно
курил. В этом виделась самобытность — сестра большого таланта. Впрочем, мода на самобытность быстро прошла,
план Европейского Дома был похерен балканскими и другими войнами, Восточная
Европа, хоть и не огороженная более железным занавесом, вновь заняла свое место
задворок континента. Предчувствие этого регресса пронизывает "Двойную
жизнь Вероники" (1991) — появившуюся вскоре после "Декалога"
грустную притчу о вариативности судьбы, которая играет жизнями, демонстрируя
порой пугающе совершенную симметрию. Впрочем, симметрии не было в самом
фильме: его польская, краковская новелла, пропетая на одном дыхании, получилась
значительно короче и значительно сильнее французской — элегантной и немного
чопорной. Что такое в совокупности — "Двойная
жизнь"? Две девушки в разных городах, в разных странах, или, как уместно
процитировал Блока по этому поводу Александр Тимофеевский, "на разных
полюсах земли", похожи как две капли воды, и ничего не знают друг о друге.
Но в каждой зреет смутное ощущение, что она не одна в мире, что существует
какая-то связанная с нею другая жизнь. Так и случилось: одна девушка внезапно
умирает в расцвете первого чувства и открывшегося музыкального таланта —
умирает, чтобы дать шанс на счастье и любовь своей двойнице. Принципиально, что одна из героинь живет
в Польше, другая во Франции. Количество счастья, как и свободы, по
Кесьлевскому, в мире ограничено. И если чего-то прибывает в одном месте, значит
— неизбежно убывает в другом. Таков смысл одиннадцатой притчи Кесьлевского. Ей
заранее прочили победу в каннском конкурсе, но жюри под началом Романа
Полянского рассудило иначе. Американцы, не найдя на сей раз опоры в библейских
заповедях, сочли сюжет Вероники" заумным. Только дебютантка Ирен Жакоб
была удостоена актерского приза и сравнения с Ингрид Бергман. |