Кесьлевский тут же бросился в новый,
сравнимый с "Декалогом" суперпроект, осененный Свободой, Равенством,
Братством — тремя заповедями нового времени, а также символикой европейского
единства и продюсерской мощью Марина Кармица. фильмы трилогии планировались
согласно фестивальному графику: к Венеции, потом к Берлину, потом к Канну. Это
напоминало сдачу какой-нибудь гигантской плотины или другой стройки коммунизма:
первая очередь к Первомаю, вторая к Октябрю. "Три цвета: синий" (1993) своим
эмоциональным напором, визуальным и музыкальным великолепием, высокой
торжественностью вернул Кесьлевскому поклонников и принес венецианского
"Золотого льва". Сниженный до анекдота "Белый" получил в
следующем году в Берлине скорее утешительный приз "за режиссуру".
"Красный" и вовсе оставил равнодушным каннское жюри, утомленное
солнцем и загипнотизированное "Бульварным чтивом". По гневному
утверждению Кармица, "тарантиномания" победила искусство в
результате постыдных франко-американских интриг. В охлаждении к К.К. была своя
закономерность. Маховик культа, запущенный критикой и масс-медиа, начал раскручиваться
в какой-то момент в другую сторону. Перевосхитившись феноменальным взлетом
польского режиссера, кровожадная пресса стала выплескивать накопленные запасы
злорадства. Кажется, были разочарованы и католики: триптих о Свободе, Равенстве, Братстве, в
отличие от "Декалога", носит демонстративно светский характер. уходит и аскетизм при переходе от
фильма-проекта, фильма-чертежа (только две части "Декалога" доведены
до блеска, в остальных пленяет как раз шероховатость недоделок) к тщательно
скалькулированным "Трем цветам". Но самое главное, что помешало трилогии
быть понятой и по достоинству оцененной в момент своего появления, — это резкий
слом содержания и эстетики на всех уровнях. Изменилась стилистика изображения:
Кесьлевский даже в польских эпизодах избегает налета "убогости", а
для всей трилогии ищет эффектные пластические созвучия, цветовые символы: синий
— цвет Свободы, цвет глубокой воды и цвет депрессии; белый — это холод снега и
зной оргазма, это сомнительное Равенство; красный — Братство, кровь и любовь. Изменились герои, потерявшие аромат
польской провинции и приобретшие космополитический блеск и лоск. Только в
"Белом" герои старого типа частично сохранились: это смешной польский
парикмахер, влюбленный в надменную парижанку и, дабы завоевать ее,
становящийся нуворишем. В "Синем" мы видим мир глазами вдовы
знаменитого композитора, создавшего ораторию в честь объединения Европы. Это —
человек истеблишмента, новой маастрихтской номенклатуры. В "Красном"
появляется модная манекенщица из Женевы. Начинает отдавать одновременно
вендерсовским тяжеловесным глобализмом и галантерейным кичем из мастерской
Клода Лелуша. |