До грани кича доведены финалы всех картин
триптиха, и прежде всего "Синего". Прославившийся благодаря фильмам
Кесьлевского композитор Збигнев Прейснер пишет за своего погибшего героя
сочинение мощное, но при этом напоминающее пародию на музыкальный шедевр. В
музыке много риторики, а текст оратории высокопарен: хор поет о языке ангелов,
о терпимости любви, о том, что любовь превыше веры и надежды. И вдруг, сквозь
этот строй прописных истин, пробивается то, ради чего трилогия делалась.
"Сначала видим неясно, как в зеркале, только потом лицом к лицу. Сначала
познаем по частям, только потом целое, дабы могли сказать, что познали
его". Так, по частям, познает Божественный
промысел Жюли, вдова композитора в исполнении Жюльетт Бинош. Потерявшая в
автокатастрофе мужа и дочь, она их обоих в сущности не знала. Не случайно,
прежде чем их убить в первых же кадрах фильма, Кесьлевский показывает мужчину и
девочку через оконное стекло или как отражение в зеркале. Только после их
смерти для Жюли начинается процесс познания. Она ныряет в синюю гладь бассейна
и застывает в волне, словно мертвая. Она рвет связи с живыми, а вспоминая о
погибших, видит лишь темноту. Не в силах жить, она не в состоянии покончить с
жизнью. Таковы лимиты отпущенной человеку Свободы в мире, где господствует
слепой Случай. Живя в силу инерции, героиня Бинош
обретает, однако, иной угол зрения, по-новому видит соотношение любви и смерти.
Обнаружив в своей квартире мышь с выводком, Жюли бежит к соседям в поисках
кота. Но на следующий день мы вместе с героиней открываем, что писк мышат
звучит не менее прекрасно, чем птичье пение. А узнав, что муж имел любовницу и
та ожидает от него ребенка, Жюли теперь ни на минуту не усомнится, как
поступить. Она допишет за композитора партитуру и примет беременную соперницу в
наследственном доме. Она обретет свободу от иллюзий, но не испытает ни обиды,
ни ревности. Только познав целое (а целое равносильно смерти), человек
открывается высшей любви. В "Красном" Кесьлевский дарует
своим героям эту возможность, минуя смерть. Жан-Луи Трентиньян играет в нем
мизантропическую старость, которую возвращает к жизни встреча с прелестной
девушкой. Можно было бы заподозрить Кесьлевского в компромиссе, если бы он не
воплотил с такой убедительностью автобиографизм этой коллизии и не
спроецировал на Трентиньяна и Жакоб нежность своего отношения к дочери. В
своей ставшей последней картине режиссер ни слова не сказал о единой Европе, а
всех героев трилогии, познавших любовь, помиловал от смертного приговора. Он
ушел, а они остались жить. Гуманизм позднего Кесьлевского проявился
как раз в том, за что его упрекали. В том, что его герои живут теперь в
обществе потребления и, стало быть, лишены самобытности. Показав в
"Декалоге", что поляки страдают не только от бедности, в "Трех
цветах" режиссер настаивает на том, что беды французов или швейцарцев
проистекают не из богатства, а из-за того, что они тоже люди. И в этом смысле
Европа Кесьлевского (даже без слова "христианская") оказывается
едина. |