Еще влиятельнее другая причина. Все
прежние фильмы Херцога, даже самые масштабные эпопеи, концентрировались вокруг
одной фигуры. С "Зеленой кобры" (1987), как отмечает немецкий критик
Питер Янсен, начинается процесс разложения и распада. В тот момент, когда в
поле зрительского обзора теряется ключевой пункт и воцаряется плюралистический
принцип, кино Херцога уподобляется одному из продуктов серийного производства,
которое строится на организованной работе равных между собой элементов. Одним из этих элементов становится в
фильме Женщина, столь мало значимая обычно в экранных конст-рукциях Херцога.
Мотив любовного соперничества лишь дублирует основной посыл "Крика из
камня", но не усиливает, а ослабляет его. И остроумная синефильская
придумка с фотографией "статуи либидо" кинозвезды Мэй уэст, найденной победителем на
покоренной вершине и окончательно обесценившей его подвиг, тоже остается чуждой
миру Херцога, К тому же играет победителя не слишком
выразительный Витторио Меццоджорно. В свое время Херцог успешно справлялся со
съемками, где участвовало 300 обезьян и 250 статистов, но порой пасовал перед
одним истеричным Кински. Они неоднократно ссорились, расставались, снова
сходились. Когда стало известно о высокогорных намерениях Херцога, в
фешенебельном квартале Лос-Анджелеса можно было видеть седого человека за
ежедневными прогулками с 50-килограммовым рюкзаком. Это был Клаус Кински. Он так и не дошел до Серро Торре. 13. Дерек Джармен. Неукротимый дух против смертной плоти
"Караваджо" "Эдуард II" "Ангельская беседа" "Буря" "Воображая Октябрь" "Все, что осталось от Англии" Последним завершенным фильмом Дерека
Джармена, ушедшего из жизни в 1994 году, стал Blue (1993). Его мировая премьера почти
совпала с другой — первой части трилогии Кшиштофа Кесьлевского "Три цвета:
синий". Синий темного оттенка цвет у Кесьлевского означает не только
взятую из триколора французского флага Свободу, но и чувственно осязаемую
грань между жизнью и смертью: так героиня на пределе отчаяния прорывает своим
телом синюю гладь бассейна. У Джармена Blue ближе не к синему, а к голубому. В
отличие от героини Кесьлевского, которая преодолевает наваждение смерти и
возвращается к жизни, Джармен, сопротивляясь, проделывает обратный путь. Все 76
минут, в течение которых длится проекция, экран заполнен одинаковой
интенсивности густым голубым цветом. За кадром звучат голоса — самого Джармена,
его друзей, товарищей по несчастью, коллег, его любимой актрисы Тильды Свинтон. Это — короткий фильм о любви-убийстве. В
жизни его сюжет растянулся на несколько лет, достаточных для того, чтобы снять
несколько фильмов, написать книги, стихи, дневниковую прозу. Как и другие
"проклятые поэты", Джармен был давно готов к исходу. Как у Пазолини
в 70-е и у Фассбиндера в 80-е, в 90-е годы у Джармена жизнь превратилась в
"хронику объявленной смерти". Но Пазолини, завсегдатай криминальных
римских окраин, стал жертвой убийства однажды ночью; Фассбиндер медленно, но
верно умерщвлял себя нечеловеческими нагрузками и наркотиками; Джармен выбрал
еще более медленную и мучительную смерть от СПИДа. |