Кинематограф Вернера Херцога — это культ
отрицания посредственности. И среди прочих его персонажей — дикарей, самозванцев,
демиургов, вампиров — вполне можно представить, скажем, Ницше. Или даже
Гитлера. Человека неполноценного и демонического, столь же универсального,
сколь и специфичного именно для немецкого пейзажа. Последний большой фильм Херцога
"Крик из камня" (1991) снят в Патагонии и содержит уникальные кадры,
добытые с риском для жизни и удивительные по красоте. Действие происходит у
вершины Серро Торре, которая, не отличаясь запредельной высотой, считается —
ввиду особо трудных климатических условий — "величайшим альпинистским
вызовом всех времен". Сама эта формула подозрительно напоминает пафос
идеологов третьего рейха, прославлявших "величайшего вождя всех
времен" и вообще словесный арсенал тоталитаризма. К тому же Херцог настаивал
на родстве своего замысла с жанром "горного фильма", популярного в
немецком кино 20—30-х годов и скомпрометированного альянсом с нацистской
идеологией (в частности, в лице Лени Рифеншталь). Но если в старых фильмах Херцога
либеральную антифашистскую душу смущала апология гигантизма и сверхчеловечности,
то "Крик из камня" не дает ни малейшего повода для идеологического
раздражения и философских сомнений. Горный пик — этот вечный фаллос, этот
"крик из камня"— в картине Херцога не мифологизирован, не
демонизирован. Боги умерли на вершине Серро Торре. Трагический эпос,
разыгранный в горних высях чистой духовности, начал отдавать стерильной
лабораторностью промышленного эксперимента. Причин здесь видится по крайней мере две.
Первая просматривается в связи с развитием в творчестве Херцога иронической
стихии. В отличие от юмора, она никогда не была ему чужда. Очень современная
посткатастрофическая ирония пронизывает, например, документальную ленту
"Ла Суфриер" (1976) — о несостоявшемся извержении вулкана и людях,
положившихся на волю судьбы. "Итак, все кончилось — абсолютно смешно и
абсолютно ничтожно", — откомментировал Херцог идею собственной работы. В "Крике из камня" ирония
становится разрушительной, ибо она направлена на телевизионные компании,
заранее закупившие событие (альпинистский штурм) и тем самым обесценившие его.
Конфликт между чистым спортом и совершенным артистизмом должен разрешить сам
Серро Торре, то есть природа. Но масс-медиа радикально меняют ракурс события:
двое соперников, кажется, только затем карабкаются на неприступную вершину,
чтобы весь мир смотрел на них. Разве не тем же самым, впрочем, занимается всю
свою жизнь Херцог, инсценирующий события и показывающий их всему миру? |