Фильмы Херцога словно- сняты человеком,
прозревшим после тотальной слепоты, испытавшим визуальный шок от зрелища мира.
Мотив слепоты (так же как и немоты) впрямую присутствует у Херцога в
документальной ленте "Страна молчания и тьмы" (1970—71) — о жизни
слепоглухонемых. Но как раз не слепые слепы и не безумцы безумны, по Херцогу. И
те, и другие умеют глубже и полнее ощущать мир, нежели те, кто полагается на
глаза и разум. Аналогичным образом, когда режиссера спрашивают о причине пристрастия
к "уродам", в ответ можно услышать: "Это весьма обязывающая
констатация, однако в моих фильмах нет уродливых людей. Лилипуты, например,
очень пропорциональны. Уродливо как раз все то, что кажется нормальным и
повседневным: потребительские товары, магазины, стул, дверная ручка, а также
религиозное поведение, застольные манеры, система образования... вот что
монструозно, совсем не лилипуты". Херцога ужасают также глянцевые
изображения на открытках и плакатах. Из мифов нового времени Херцогу ближе
других юнгианское представление об исходных, основополагающих архетипах,
подавленных слоем культуры и являющих собой костяк коллективного
подсознательного. Несмотря на то что почти все герои Херцога гибнут в борьбе с
дуализмом своей природы, все же преодоление этого дуализма, выход из порочного
круга в сферу Абсолюта возможен для немногих избранных. Эти немногие осуществляют одинокий и
обреченный бунт против культуры как торжества посредственности. Эти немногие,
сохранившиеся под катком технологической цивилизации, обладают либо талантами
и амбициями сверхчеловека, либо дегенеративными рудиментами недочеловека. И
те, и другие — уроды, но не вылепленные из глины големы и не сконструированные
линчеобразные мутанты. Они вышли из человеческого лона. Значит, урод живет в
самом человеке, прячется в его плоти, в его натуре. Мучительные экстремумы
сверхразвития и недоразвития обозначают крайности, в координатах которых
обитает человек экзистенциальный, всегда и всюду одинокий. Между этими крайностями
живет "человек с людьми" — человек социальный, среднестатистический,
массовидный, создающий продукцию, то есть главную организующую материю
культуры. Все что угодно лучше, чем такая культура.
Все, что позволяет вырваться из ее плоских лимитов, оказаться на полях, на
периферии цивилизации. Даже ценой самых мучительных индивидуальных усилий и
насилия над своей натурой. Только на самом краю физической экзистенции человек
проявляет свое величие. Только в отчаянном и бесполезном напряжении последних
сил человек, чей жребий изначально трагичен, вырастает, возвышается над
границами повседневного здравого смысла и приближается к монументальным
гигантам мифа. |