Странно было бы, впрочем, не признать
родства Херцога с таким не столь давним предком, как Каспар Давид Фридрих,
открывшим трагизм в пейзажной живописи, видевшим в ландшафте способ исповеди,
интимного общения. Режиссеру и его группе приходилось порой ждать по многу
часов, даже дней, чтобы зафиксировать краткий момент, когда рассеиваются облака
и обнажается вершина горы. И он как никто имел основания заявить: "Да,
я режиссирую поведение животных и имею смелость утверждать, что срежиссировать
можно и ландшафт. Большинство моих фильмов проистекает из пейзажей, подобно
тому как Бергман, чьи многие произведения мне не нравятся, всегда исходит из
человеческого лица". Долина с тысячами ветряных мельниц в "Знаках
жизни", море трав в "Загадке Каспара Хаузера", восход и заход
солнца в "Носферату" — всюду присутствует пейзажный мотив, реальный
или воображаемый, он становится исходным импульсом, вокруг которого затем
выстраивается весь фильм. У природы в интерпретации Херцога,
несомненно, есть душа. Но что она собой представляет? Гармонична ли она? Или,
как утверждал Кински, природа полна провоцирующих эротических элементов? Херпог
считает, что она скорее исполнена непристойностей — распутного спаривания,
борьбы за существование, подлости и низости, загнивания. "Это недоделанная
земля, — говорит режиссер. — Это страна, которую Бог, если он вообще
существует, создал во гневе. Даже звезды на небе — сплошной хаос. Нет гармонии
во вселенной. Но говоря все это, я полон восхищения девственным лесом. Я люблю
его, я очень люблю его. Но я люблю его вопреки рассудку". Трагическая напряженность видится Херцогу
и в самой природе, и в человеке, и в их взаимодействии. "Деревья стоят страдая,
и птицы полны страдания. Я не думаю, что они поют, они только кричат от
боли". Человек же, по мере развития цивилизации, создает иной пейзаж —
сугубо индустриальный, лишенный природы. Создает гармонию потрясающе
современного коллективного самоубийства. Херцог разрушает эту
"гармонию" и ставит своего экстремального человека в ситуацию
экологически чистого эксперимента, чтобы лучше изучить его натуру. Он прибегает к помощи старых и новых
мифов. Первые представлены архаичными картинами сотворения мира — от учения
гностиков до верований индейцев Гватемалы. Эти представления закреплены в
музыке ансамбля "Пополь Вух — совет старейшин народа Куиче". В его
сменный состав входят друзья Херцога, создавшие музыку к большинству его
фильмов; эти почти анонимные музыканты используют электронные инструменты
наравне с примитивными, обычно индейскими, что создает универсальный эффект
смешения времен, культур и стилей. Согласно "Пополь Вух" — гласу
народа, — человек был сотворен богами трижды: сначала из грязи, потом из
древесины и, наконец, из кукурузы. Дважды боги уничтожали свои неудавшиеся
творения, но и люди из кукурузы тоже несовершенны: они подвержены слепоте,
которая все больше прогрессирует. |