Беспрецедентный опыт с
"Фицкарральдо" вошел в историю современной культуры, постулирующей
подмену события его инсценировкой. Об этих и других съемках Херцога снят чуть
ли не десяток документальных лент, сложены легенды. Одна из них гласит, что
режиссер спас, закрыл своим телом загоревшегося лилипута. А после еще одного инцидента
дал обет в случае благополучного завершения съемок прыгнуть перед камерой на
кактус высотой в семь футов. И он сделал это — защитив глаза мотоциклетными
очками, разбежался и прыгнул, пронзив свое тело колючками, от которых потом не
мог отойти полгода. В другой раз, узнав, что в Париже тяжело
заболела Лотта Эйснер, высоко чтимая Херцогом историк кино, он двинулся к ней
пешим ходом из Мюнхена — "в твердом убеждении, что, если я буду идти
пешком, она выживет. Кроме того, я хотел побыть наедине с самим собой".
Это "хождение во льдах" (так Херцог озаглавил изданный позднее
дневник путешествий) — не показуха и не прихоть. Оно органически вытекает из
мироощущения режиссера и его художественного метода. Никогда не учившийся в
киношколах, Херцог подумывает о том, чтобы открыть собственную: поступать в нее
смогут только те, кто доберется до Мюнхена хоть из Киева пешком и предъявит
доказательства проделанного пути. А добывать деньги на съемки студенты должны
будут тяжелым физическим трудом — например, на скотобойне. Гигантомания массовых сцен на натуре —
вовсе не самоцель творческих усилий Херцога: им движет не постановочный, а
духовный перфекционизм, связанный прежде всего с романтической традицией.
Промежуточное звено здесь — экспрессионизм. И вполне естественно, что немца
Херцога быстро прописали по этому ведомству — еще со времен "Каспара
Хаузера", посвященного Лотте Эйснер, и последовавшего за ним "хождения
во льдах". Эйснер, последняя из живых свидетелей и летописцев расцвета
экспрессионизма, удостоверяла легитимность его наследника и правопреемника —
нового немецкого кино, в котором Херцог слыл одной из главных фигур.
Впечатление укрепилось, когда он снял "Носферату — призрак ночи"
(1978) — римейк классического фильма Мурнау. Однако в последние годы Херцог или вообще
отрицает свою связь с экспрессионизмом, или ставит культурные влияния всей
новой эпохи неизмеримо ниже того, что дали ему Грюневальд, Босх и музыка
позднего Средневековья: "Вот это — мое время". Херцог ощущает
себя ближе не к современным художникам, а к старым ремесленникам, лишенным
рефлексий и болезненного тщеславия. Были случаи, когда он не хотел выпускать
уже готовый фильм, предпочитая сохранить его для себя. Он пропагандировал
концерт Бруно С., по-дилетантски игравшего Моцарта, как культурное событие
года: "само это возбуждение, эта буря в сознании и есть культура". |