Несмотря на всю внешнюю противоположность
самоуверенных ницшеанцев-фанатиков и слабых, неполноценных изгоев, и те и
другие обитают на краю жизни, не вписываются в ее рациональные основы,
остаются "не от мира сего". Общение с такими экземплярами людской
породы происходит на уровне, где язык бессилен, а сознание загипнотизировано
(Херцог действительно экспериментировал с гипнозом на съемочной площадке) и
уступает место подсознанию. Согласно удачно предложенной формуле, разница
между Агирре и Каспаром Хаузером состоит в том, что первый принимает свое
воображение за реальность, а второй — реальность за продукт своего воображения. В моменты крайнего отчаяния наступает
тишина: в "Агирре" она означает, что кто-то должен умереть на плоту,
потому что индейцы прячутся в ветвях, и птицы поэтому замолкают. Но и
"Каспар Хаузер" открывается вопросом: "Разве вы не слышите этот
ужасный крик вокруг нас, который люди называют тишиной?" Герой этого
фильма в самом прямом смысле выходит из мрака. Тишина и тьма царят в мире и
окутывают героев Херцога, даже если тишина воплощается в средневековой
"музыке сфер", а тьма — в сверкающих тропических ландшафтах. А когда
тьма озаряется вспышками внутреннего света, люди посылают в мир сигналы своей
экзистенции, те самые, доступные лишь избранным "знаки жизни". И сам Херцог сродни как тем, так и другим
своим персонажам. Он родился в 1942 году (дата, обозначающая действие
"Знаков жизни") под фамилией Стипетич, вырос в баварской деревне, с
детства был молчалив, вспыльчив, лишен чувства юмора и труден для общения.
Вспоминает, что ребенком был готов бороться с русскими оккупантами. В
университете не доучился, зато уже в 15 лет писал сценарии и разрабатывал кинопроекты,
а в 21, заработав денег на сталелитейной фабрике, основал кинофирму. География съемочных маршрутов Херцога
впечатляет: от Австралии до Мексики, от Ирландии до Центральной Африки, от
Индии до Аляски, от Сахары до Сибири. Херцога и его сотрудников арестовывали,
угрожали и шантажировали, делали заложниками военных переворотов. Они становились
жертвами экзотических болезней, авиакатастроф и пожаров. Германия занимает в этих маршрутах не
самое почетное место; после периода моды и признания, восхищения и сочувствия
режиссер все чаще подвергаем критике на родине, осуждаем за бессердечный
фанатизм на съемках. Все превзошла авантюра с фильмом "Фицкарральдо"
(1981—82), которая почти продублировала его сюжетную интригу. Подобно тому как
Фицкарральдо—Кински совершал немыслимые безумства в своем стремлении построить
театр и сыграть оперу в девственном лесу, так и Херцог маниакально развертывал
суперэкспедицию в джунглях, куда вывозились даже проститутки, где не обошлось
без смертных случаев, где сотни индейцев на руках переносили корабль через гору
в другой приток Амазонки. Недаром Агирре говорил, что он и его сподвижники
делают историю так же, как другие ставят спектакли. Между прочим, начиная с
85-го года, Херцог осуществил несколько оперных постановок, включая
вагнеровского "Лоэнгрина". |