Итак, две судьбы, два лика героя, которые
пройдут в дальнейшем через все фильмы Херцога — последнего Трагика и Мистика
немецкого кино. Первый герой — воитель, миссионер и мессианец, маньяк,
одержимый параноидальной "идеей фикс". У него есть несколько
жизненных прототипов. Это горнолыжник Штайнер — герой документальной ленты
"Великий экстаз резчика по дереву Штайнера" (1973—74). Это альпинист
Мессер, поставивший себе цель покорить все "восьмитысячники" мира
(ему посвящена "Гашербрум — сияющая гора", 1984). Это, наконец, актер
Клаус Кински, исполнитель роли Агирре и еще четырех других в картинах Херцога.
Кински с его неподражаемым взглядом, одновременно отрешенным и пронзительным;
с его дикими приступами буйства, которые достали даже не менее крутого Херцога
и привели к разрыву; с его эротическими маниями и необузданной половой жизнью,
которые, как он сам признавался незадолго до смерти, стали причиной
физического истощения. Только спустя несколько лет Херцог нашел в себе силы
снять документальный фильм "Мой любимый враг", эмблемой которого
стал кадр, запечатлевший драку на съемочной площадке между актером и
режиссером. Второй герой тоже имеет свои идеальные
воплощения. Это слабоумный уличный музыкант-попрошайка, которого Херцог
встретил на рыночной площади одного из перуанских городов и которого окружающие
называли "омбресито" — "человечек". Режиссер пытался
вовлечь его в съемочную экспедицию "Агирре", но тот был убежден, что
если он перестанет играть на флейте и барабанить на жестянке, люди окрест
умрут. Херцоговский герой номер два — юродивый, пророк, божественный безумец.
Отверженный, аутсайдер, абориген, пария. Уродец, карлик, даже вампир. Еще одно
идеальное воплощение — Бруно С., сыгравший Каспара Хаузера и позднее Строшека
("Строшек", 1976—77), выбитого из жизни алкаша, окончательно добитого
эмиграцией и погоней за "американской мечтой". Сам Бруно С. —
аноним, в детстве лишившийся речи вследствие материнских побоев, прошедший
через тюрьму и психушку, так и не сумевший перебороть страх перед женщинами и
обретший некий социальный статус лишь благодаря Херцогу как Неизвестный солдат
кинематографа. Иногда между первыми и вторыми
персонажами стирается грань или устанавливается мистическая связь. Так, в
полнометражном дебюте Херцога "Знаки жизни" (1967), действие которого
происходит на греческом острове, иррациональный бунт вызревает в душе
немецкого солдата-оккупанта. Местная девочка, больная аутизмом, теряет дар
речи буквально за минуту до того, как солдат сходит с ума и открывает стрельбу,
пытаясь уничтожить весь городок. |