Тяготение к чувственной культуре
Средиземноморья резко выделяет Джармена и среди его соотечественников вообще, и
среди идейно близких борцов за права сексуальных меньшинств. Те склонны
рассматривать проблему как политическую и клановую — вести широковещательные
кампании, кучковаться, противопоставлять себя остальному миру в качестве
духовной элиты, мучеников смертельных страстей и болезней. Джармену как
художнику ближе гедонистическии "латинский путь". Не уставая выражать
свое недовольство упадническим состоянием духа современной Британии, Джармен
противопоставляет ей залитые солнцем южные пляжи, юношеские загорелые тела,
нерассуждающую готовность к любви — мифическую землю обетованную. Невротическим пунктиром проходит через
творчество Джармена трилогия "Юбилей" (1978) — "Все, что
осталось от Англии" (1987) — уже упомянутый "Сад". Упадок Альбиона,
от которого остались лишь фрагменты былого величия, перемешанные в
параноидальной эклектике фигур и образов. Угрюмые лица панков, бродяг;
осиротевшие, брошенные дети, включая королевское чадо; террористы в черных масках;
стрельба, пожары, мертвые обнаженные тела; конвульсирующие объятия мужских пар;
и, наконец — лодка, Ноев ковчег, на котором отплывают в неизвестность герои национальной
истории. На берегу в развевающихся одеждах танцует Тильда Свинтон — магическая
"персона", ангелоподобная и инфернальная муза Джармена. Режиссер, только-только
завоевавший (благодаря "Караваджо") коммерческий успех, вновь
отказывается от линейной сюжетики, возвращается к формуле транс-фильма, или
Я-фильма, где калейдоскоп образов нанизан на нить сознания автора — сновидца и
поэта. Он спит в постели, стоящей прямо в море, и образы его грез и кошмаров
витают рядом с ним. "Сад" снимался на
"вилле Чернобыль". Так с присущей ему посткатастрофической иронией,
Джармен прозвал дом, купленный им вовсе не на средиземноморских берегах, а в
прозаическом графстве Кент. Из-за соседства атомной станции местность лишена
притока туристов, но, по свидетельству Джармена, над ней "самые
прекрасные, небеса, которые только можно вообразить'. Солнце появляется из
морской глади и в течение всего дня дарит особенное освещение. Равнина вокруг
напоминает пустыню, рядом живут рыбаки, и человеку с фантазией ничего не стоит
вообразить, что перед ним Галилейское море, а сад около дома — это одновременно
райские кущи и Гефсиманский сад. Это не значит, что, подобно
Пазолини, Джармен экранизирует древние священные книги. Он просто вспоминает
их, глядя вокруг и внутрь себя. Нетерпимость мира, презревшего заповеди
Христа, обнаруживает себя в сюжете о юношах-любовниках, которых преследует
полицейский; о мужчине в платье Марии Магдалины; о деве Марии, становящейся
жертвой фотографов "папарацци". |