Апокалипсис на "вилле
Чернобыль" проникнут не только убийственным сарказмом, но и трагическим
катарсисом. Неистовый поэт, познавший тяжесть пророчеств и горечь бессилия, не
смиряется с миром, но — умиротворяется. Джармен-бунтарь, искатель любви и
приключений, уступает место садовнику, в целомудренном одиночестве возделывающему
свой сад. Снимая "Сад", Дерек Джармен
написал стихотворение: Я брожу по этому Саду Держа за руки мертвых
друзей, Старость покрыла инеем
мое поколенье. Холодно, холодно,
холодно Они умирали так тихо. Разве забытое поколенье
кричало? Или уходило смиренно Уносило свою невинность? Холодно, холодно,
холодно Они умирали так тихо. У меня не осталось слов. Дрожанье моей руки не
может выразить гнева. Все что осталось это
печаль. Холодно, холодно,
холодно вы умирали так тихо. Сомкнутые руки в 4 утра Глубоко под городом, где
вы спите. Ни разу не слышал
похотливой песни. Холодно, холодно,
холодно Матфей трахнул Марка,
трахнул Луку, трахнул Иоанна Лежавших на койке, где я
лежу. Касанье пальцев как
пенье песни. Холодно, холодно, холодно
Мы умираем так тихо. Мои розы, левкои,
голубые фиалки, Сладкий сад
промелькнувших радостей. Прошу, вернись через
год. Холодно, холодно,
холодно Я умираю так тихо. Прощайте мальчики,
прощай Джонни Прощайте. Прощайте. Меняется и культурное мироощущение
позднего Джармена, чьи ранние фильмы были перенасыщены контекстами. В
"Буре" он прочитывал Шекспира с помощью мистиков, астрологов и
психоаналитиков — от Корнелиуса Агриппы до Юнга. Живописный мир Караваджо
выстраивал по книгам искусствоведов, монтируя в сюрреалистических композициях
добросовестные цитаты из них с размашистыми панк-эмблемами. И "Сад",
и отчасти "Эдуард II"
еще сохраняют буйство эклектики и нажим ассоциаций, но мысль автора, а вслед за
ней и стиль обнаруживают все большее стремление к ясности и простоте, даже
аскетизму. Этот процесс вошел в новую стадию в "Витгенштейне" (1992)
и завершился в Blue. "Витгенштейн" — прелестное
киноэссе, снятое Джарменом за две недели с мини-бюджетом в полмиллиона долларов,
— посвящено одному из самых влиятельных мыслителей столетия. Выходец из
привилегированной, однако тронутой вырождением австрийской семьи (трое его
братьев покончили с собой), Людвиг Витгенштейн всю жизнь стремился к опрощению
и самопожертвованию. В юности он пошел добровольцем на первую мировую
("Дайте мне возможность почувствовать себя обычным человеком!"),
побывал в плену, потом работал деревенским учителем, а уже в зрелом возрасте
ходатайствовал в советском посольстве, чтобы его взяли рабочим или колхозником
на стройку социализма. Ценитель Толстого и ученик Бертрана Рассела, он создал
свою философскую теорию с элементами логического символизма и мистицизма. Но в
итоге пришел к выводу, что нет философских проблем как таковых, а философия —
лишь продукт недоразумений в понимании языка. |