Психоз (Psycho, 1960), США, Производство - Shamley Productions Продюсер - Альфред Хичкок 109 мин., черно-белый В главных ролях: Энтони Перкинс (Anthony Perkins) - Норман Бейтс (Norman Bates) Джанет Ли (Janet Leigh) - Мэрион Крейн (Marion Crane) Вера Майлс (Vera Miles) - Лайла Крейн (Lila Crane) Джон Гевин (John Gavin) - Сэм Лумис (Sam Loomis) Мартин Бальзам (Martin Balsam) - детектив Арбогаст (Milton Arbogast) Джон МакИнтайр (John McIntire) - шериф Эл Чемберс (Al Chambers) Сценарий - Джозеф Стефано (Joseph Stephano) по одноименному роману Роберта Блоха (Robert Bloch) Музыка - Бернард Херрманн (Bernard Herrmann) Оператор - Джон Л. Рассел (John L. Russell) Дочь режиссера Патриция сыграла роль Кэролайн (Caroline) - секретаря босса Мэрион. Сам Хичкок появляется в начале фильма - мы видим его стоящим около офиса Мэрион в ковбойской шляпе. Синопсис Молодая девушка Мэрион Крэйн, сотрудница фирмы, сбегает с крупной суммой денег - 40 тыс. $, которые ей доверили положить в банк. Желая укрыться от полиции, она останавливается в уединенном мотеле, не подозревая, что ей грозит еще большая опасность. Она знакомится с хозяином мотеля Норманом Бэйтсом - молодым парнем, живущим отшельником вместе со своей больной матерью. За кадром Фильм был снят по роману Роберта Блоха, основанному на реальных фактах о деле известного маньяка Эда Гейна (Ed Gein), который также стал прообразом Ганнибала Лектора из фильма Молчание ягнят. Хичкок анонимно купил авторские права на роман Блоха всего за 9 тыс. $ Съемки проходили с использованием телевизионной техники и участием телевизионной команды хичкоковского сериала Альфред Хичкок Представляет, т.к. крупные киностудии отказались от столь жесткого материала. Фильм обошелся Хичкоку в 800 тыс. $, а принес прибыли более 40 млн. $. Хичкок скупил все доступные экземпляры романа Блоха, чтобы сохранить в тайне концовку фильма. Он добился того, чтобы в кинотеатры не пускали опоздаваших (тогда можно было войти в зал в любое время от начала сеанса), т.к. придавал большое значение обману зрителей - ложной завязке в виде кражи 40 тыс. $. К тому же Джанет Ли была заявлена как исполнительница главной роли, а ее героиню убивают в первой половине фильма. Кадр спускаемой в унитазе воды - первый откровенный кадр подобного рода в истории кино, вызвавший бурную реакцию у критиков. Самая известная сцена фильма - сцена в душе (shower scene), длительностью 45 сек., которая снималась 7 дней и имеет свыше 90 монтажных стыков. Конструкция ванной состояла из четырех раздвигающихся стен, чтобы камера могла занять любое необходимое положение. Энтони Перкинс не принимал участия в съемках сцены в душе - в это время он был в Нью-Йорке. В ванную комнату с ножом в руке входила молодая женщина в парике. Чтобы создать впечатление темного неясного силуэта на экране, источник света был расположен позади нее, а лицо ее было специально затемнено. В сцене в душе снималась обнаженная модель, которая дублировала Джанет Ли. Были показаны только кисти рук, плечи и голова Ли, все остальное принадлежало ее дублерше. Кровь в этой сцене - ничто иное как шоколадный соус. Для съемки кадра внутри струи душа пришлось закрыть центральные отверстия в головке душа, чтобы вода текла мимо объектива камеры. Крупный план мертвого тела Мэрион - стоп кадр. Жена Хичкока, просматривая черновой вариант фильма, указала, что заметно, как Джанет Ли глотает. Звук ножа, пронзающего тело - фактически звук прокалывания дыни. Хичкок сначала задумал сцену в душе как полностью немую, но Бернард Херрманн смог переубедить его. Фильм сначала не допускали к выходу - перед релизом заметили, что Джанет Ли дышит во время сцены в душе. Хичкок ничего не стал менять, а вновь послал фильм на просмотр, надеясь что во второй раз на этом не будут заострять внимание и никто ничего на заметит. После выхода фильма на экраны Хичкок получил письмо от отца одной девушки, разгневанного тем, что после сцены в душе его дочь боится зайти в ванную - Хичкок ответил: отдайте ее в химчистку. По воспоминаниям Джанет Ли, чтобы проверить, насколько страшна для зрителя мумия матери, Хичкок подложил мумию ей в комнату, желая узнать, как сильно она закричит, обнаружив ее. Знаменитое падение навзничь детектива Арбогаста после его убийства на лестнице было снято с помощью специальной техники. На самом деле актер не падал - его ноги не попадали в кадр. Сначала сняли лестницу с крана сверху вниз без актера. Потом посадили Мартина Бальзама в кресло перед специальным экраном, на который проецировался план ступеней. Актеру лишь оставалось взмахнуть руками, как бы теряя равновесие. В фильме есть два эпизода, снятые с высокой точки - убийство детектива Арбогаста и второй, когда Бейтс по лестнице тащит на руках мать в подвал. Хичкок говорил по поводу них следующее: "Я обошелся одним кадром Арбогаста, подымающегося по лестнице, и, когда он поднялся на верхнюю ступеньку, я стал снимать камерой, установленной очень высоко. Это сделано было по двум причинам. Во-первых, оттуда можно было так снять старую даму, что публика не заподозрила бы меня в том, что я нарочно скрываю ее лицо-иначе она была бы разочарована. Главная же причина, в силу которой я поднял камеру так высоко, заключалась в том, что мне необходимо было создать контраст между общим планом и крупным планом головы, когда героя моего настигал нож. ... В кадре сверху мать появляется неожиданно, и встык я монтирую движение ножа. А потом идет крупный план Арбогаста. Мы положили на его лицо пластиковый тюбик с гемоглобином, и как только нож протыкал его, на лице появлялась струйка крови, потекшая по той линии, которую мы прочертили заранее. И Арбогаст падает на лестницу. ... Когда Перкинс шел по лестнице, я поднял камеру. Он входит в комнату, мы его не видим, но слышим его слова: "Мама, я провожу тебя вниз. Они тут везде шныряют". И потом мы видим, как он тащит ее в подвал. Мне хотелось снять сцену, когда он ее тащит, одним куском, и притом сверху (я объяснял, почему), но чтобы зритель не удивился, отчего это камера вдруг подпрыгнула. Поэтому камера двигалась по тросу параллельно Перкинсу, и прерывать план-эпизод не пришлось. И когда камера поднялась на самый верх, к двери, она повернулась и нацелилась на ступени вниз. Тем временем спором матери и сына я отвлек внимание зрителей от деталей поведения камеры. Она же оказалась над Перкинсом и оттуда показывала, как он тащит мать в подвал. Отменное удовольствие-водить публику за нос с помощью камеры." В конце фильма мы видим стоп-кадр, на котором совмещен человеческий череп с лицом Нормана Бэйтса. История происхождения дизайна дома позади отеля. Из интервью Хичкока можно предположить, что он навеян северокалифорнийской архитектурой. В Санта-Круз есть местная легенда, которая гласит, что прототипом особняка Бэйтса стал отель Hotel McCray (в настоящее время вилла Sunshine Villa) - сам дом этот был построен в 1860-х годах и принадлежал первоначально семейству Kittredge, затем неоднократно менял владельцев и стал в конце концов притоном для торговцев наркотиками и сатанистов, до тех пор, пока не был преобразован в отель. Есть другая точка зрения - будто бы праобразом знаменитого дома стал "Дом у железной дороги" - картина американского художника Эдварда Хоппера (Edward Hopper, 1882 - 1967) - представителя магического реализма, чей самобытный живописный стиль нашел выражение в городских жанрах, интерьерах, пейзажах Нью-Йорка и провинциальной Америки. Фотографии |