Актер (озарен идеей). А что, если
царь вдруг передумает? Тут, кажется, есть некое рациональное зерно. П и с а т е л ь. Да в жизни он этого не
сделает! 296 Актер (пытаясь сбыть свой товар). А
если попросит царица? П и с а т е л ь. Чего это она просить-то
станет? Она же сволочь! А к т е р. А вот если бы троянцы
сдались... П и с а т е л ь. Как же! Они до последнего
стоять будут! А к т е р. А если Агамемнон нарушит слово? П и с а т е л ь. Это не в его характере. А к т е р. А если бы я вдруг выхватил меч
и... П и с а т е л ь. Это противоречило бы
твоему характеру. Ты же трус! Бессовестный, безмозглый раб, и чести у тебя не
больше, чем у червя. Иначе бы зачем ты мне был нужен? А к т е р. Но я же только что предложил
тебе шесть возможных концовок! П и с а т е л ь. Одна топорнее другой! А к т е р. Это пьеса твоя топорная, а не
мои концовки! П и с а т е л ь. Никогда люди так не ведут
себя. Это противно их природе. А к т е р. А мне их природа до фонаря!
Нужна же нам какая-то концовка! П и с а т е л ь. Поскольку человек —
животное логичное, как драматург, я не могу допустить, чтобы мои персонажи
делали бы на сцене то, чего в реальной жизни ни за что не сделают! А к т е р. Смотри, не забудь, что сами-то
мы в реальной жизни не существуем. 297 П и с а т е л ь. Ты что хочешь этим
сказать? А к т е р. Ты же знаешь: мы — персонажи
пьесы, которую как раз сейчас играют на этой сцене. И нечего на меня кидаться!
Не я ее придумал! П и с а т е л ь. Мы — персонажи пьесы, в
которой будут играть мою пьесу. Вроде как пьеса в пьесе... А они на нас
смотрят. А к т е р. Н-да. Сплошная философия,
правда? П и с а т е л ь. Да что там философия!
Идиотство сплошное! А к т е р. Так ты, что же, хотел бы среди
них сидеть? Писатель (глядя в публику). Еще
чего! Ты взгляни на них только! А к т е р. Тогда поехали дальше. Писатель (бормочет). И за это они
платили деньги! А к т е р. Гепатитис! Я тебе говорю! П и с а т е л ь. Да знаю. Все дело в концовке. А к т е р. И вечно эта концовка! Писатель (неожиданно, к зрителям). Слушайте,
ребята, а может, вы нам что-нибудь предложите? А к т е р. Не приставай к зрителям!
Дернуло меня о них упомянуть! П и с а т е л ь. Вот это влипли, а?! Мы,
два древних грека в Афинах, сейчас будем смотреть мою пьесу, а ты — так даже
играть в ней, а они — из какой-нибудь дыры вроде 298 Бруклина — глазеют на нас в чьей-то чужой
пьесе! А что, если они — тоже персонажи какой-нибудь пьесы? И кто-нибудь на них
тоже пришел посмотреть? А может, вообще ничего этого нет и все мы — только тени
в чьем-нибудь сне? Или,— что совсем уже скверно,— существует только вон тот жирный
дядька из третьего ряда? А к т е р. Вот и я говорю. Что, если
Вселенная устроена вовсе не так логично, а человек — штука гораздо более
изменчивая, чем мы думаем? Тогда можно было бы изменить концовку: ведь ей не
надо было бы соответствовать никакой наперед заданной идее. Да ты слушаешь или
нет? |