Такой вот был сон. Проснулся я с ощущением
полного благополучия и впервые взглянул на мир с оптимизмом. Все прояснилось.
Все мое существо наполнилось эхом дядиных слов. Я отправился на кухню и начал
есть. Я поглощал все, что попадалось под руку. Кексы, хлеб- 70 цы, мюсли, мясо, фрукты. Шоколад, овощные
консервы, вино, рыбу, сливки, макароны, колбасу, пирожные — стоимость
съеденного подошла к шестидесяти тысячам долларов. Если Бог везде, решил я,
значит, Он в пище. Чем больше я съем, тем ближе я буду к Нему. Поддавшись
дотоле неведомому мне религиозному порыву, я фанатично запихивал в себя все
подряд. Шесть месяцев спустя я был уже праведником из праведников, с молитвой в
сердце и с животом, выпиравшим за государственную границу. Как-то утром, в
один прекрасный вторник я обнаружил, что нога мои оказались в Витебске, и,
насколько мне известно, до сих пор там и находятся. Я все ел и ел, расширялся
и расширялся. Худеть, сужаться — величайшая глупость. Даже грех! Ведь,
сбрасывая двадцать фунтов, дорогой читатель (полагаю, до моей комплекции вам
далеко), мы, возможно, утрачиваем именно те клеточки жира, в которых заключены
наш дух, доброта, любовь и честь, или, как в случае с одним моим знакомым налоговым
инспектором, живот и бока просто обвисают. Знаю, что вы сейчас скажете. Вы скажете,
что это противоречит всему —да-да, всему — что я проповедовал вначале. Я вдруг
приписал бездушной плоти смысл! Ну и что? Разве наша жизнь не состоит из
противоречий? Философия толстяка может меняться точно так же, как 71 сменяют друг друга времена года, как
изменяется цвет волос, как меняется сама жизнь. Жизнь меняется. Жизнь — это
жир, и смерть это жир. Понимаете? Жир — это всё! Пока вы не разжиреете,
разумеется. Помню, в 20-х...
Первый раз в Чикаго я побывал в двадцатых
— приехал посмотреть бокс. Со мной был Эрнест Хемингуэй, и мы остановились с
ним у Джека Демпси. Как раз тогда Хемингуэй и написал те два рассказа про
боксеров, которые дерутся ради денег. Мы с Гертрудой Стайн были единодушны в
том, что эти два рассказа — ничего, но над ними еще работать и работать. Я все
подначивал Хемингуэя насчет его будущего романа, мы много хохотали,
развлекались, а потом надели боксерские перчатки, и он сломал мне нос. В ту зиму Алиса Токлас*, Пикассо и я снимали дачу на юге Франции. Я, помнится, сидел
тогда над книгой, которой суждено было стать лучшим романом Америки, но так я сквозь
нее и не продрался — уж больно там был мелкий шрифт. * Алиса Токлас (1877—1967)— американская писательница,
написавшая несколько поваренных книг и том мемуаров, долгое время была
секретарем Гертруды Стайн. 73 По вечерам мы с Гертрудой Стайн гонялись
по местным лавчонкам за антиквариатом, и, помню, как-то я спросил ее совета —
не стать ли мне писателем. В ее типичной, так очаровавшей нас манере говорить
загадками, она сказала: «Нет!» Я понял это как «да» и на следующий день отплыл
в Италию. Италия очень напомнила мне Чикаго, особенно Венеция, потому что в
обоих городах — каналы, а улицы забиты статуями и соборами величайших мастеров
Возрождения. |