(Примерно, 34 авторских листа). В 1965 году, в сильно сокращенном и специально отредактированном виде книга была издана издательством "Искусство". 4. "РАБОТА АКТЕРА НАД РОЛЬЮ, ВЫСШИЕ ДОСТИЖЕНИЯ, "ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ" (название условное). Содержание книги (задуманное и во многом уже осуществленное в набросках и заметках) много шире буквально понимаемой работы над ролью - это исследование целого, быть может наиболее скрытого, периода работы актера. Вопросы возникновения "эмбриона" роли и его развития, вопросы перевоплощения, становления "образа", "взаимоотношения актера и образа", прорыва на этажи вдохновения и др. Вопросы, пожалуй, впервые затрагиваемые и исследуемые в теоретическом плане. Материал автором в книгу не собран, но систематизирован, т.е. собран по темам. Например, "Творчество", "Труд, работа", "К.С. Станиславский", "Вдохновение" и т.д. до 15 тем. (Озаглавлено не Демидовым). (Примерно, 9 авторских листов). В наши дни, вероятно неизбежен вопрос: если "актер-художник", "актер-самостоятельный художник" - что же, по Демидову, - театр будет вовсе без режиссера?! Конечно, не так. Сам Демидов был и педагогом, и режиссером, и постановщиком, но всегда, какие бы не возникали постановочные соблазны или соблазны "трактовки", "прочтения", высшей творческой задачей его было достижение свободного и непроизвольного творчества на спектакле самого актера-художника. Концепция же и решение спектакля органически возникали совсем на иных основаниях, нежели в современной театральной практике. Но это особая тема. В заключение, еще одна запись из архива Н.В. Демидова: "... не надо забывать, что Станиславский объявил, что "одна из главных задач, преследуемых "системой", заключается в естественном возбуждении творчества органической природы с ее подсознанием" ("Работа актера над собой"). Подсознание же у него однозначно органической, непроизвольной свободе. Конечно же, он хочет творчества - чего же и хотеть ему, который всю жизнь искал путей только к творчеству!" 1 Демидов предпочитал, дабы уйти от медицинского оттенка, название "душевная техника" "психотехнике" (психея - душа). Его этюды тренируют творческое начало, т.е. душу. КОЕ-ЧТО ИЗ Н.В.ДЕМИДОВА * * * ...Предлагаемые теперь вниманию читателя страницы - сильно сокращенные (сокращения не обозначены) две главы из "ВСТУПЛЕНИЯ" к книге Н.В Демидова "Искусство актера в настоящем и будущем" 1. Думается, само название книги говорит и о ее содержании. Страницы эти предлагаются для того, чтобы хотя бы в намеке ответить на часто задаваемый вопрос: "Каков же он, тот театр, к которому стремился Демидов? Чем по сути своей он отличается от знакомого нам сегодня театра?" |