Не хотел бы опускаться до
ностальгии, но для меня это был материализовавшийся рай. Просторная сцена —
правда, грязная и продуваемая насквозь, зато с легким уклоном к рампе,
занавес — залатанный и обветшавший, но в красно-бело-золотых тонах.
Примитивные, тесные артистические уборные с четырьмя умывальниками. На
восемнадцать человек — два туалета. И тем не менее возможность каждый
вечер приходить в свой собственный театр, садиться на свое место в гримерной и
вместе с товарищами готовиться к спектаклю перевешивала все неудобства. Мы играли и репетировали без
устали. В первый год за восемь месяцев сделали девять программ. На второй
год — десять. Три недели репетиций, на четвертую — премьера. Ни один
спектакль не шел больше двадцати раз, кроме нашего второго новогоднего ревю,
имевшего огромный успех и игравшегося тридцать пять раз. Наша жизнь с 9
утра и до 11 вечера принадлежала театру. Кутили мы тоже немало, но пиршества
жестко ограничивались скудными финансами. Доступ в элегантный зал «Гранда»
был для нас закрыт, зато мы были желанными гостями в закутке возле черного
входа, где нам подавали особо приготовленную «пюттипанну» *, пиво и шнапс. *
Типично шведское блюдо из кусочков мяса, сосисок с картофелем и другими
овощами. 129 Щедро отпускали в долг,
снисходительно относясь к должникам. По субботам после репетиции угощали
шоколадом с настоящими (время было тяжелое) взбитыми сливками и тортом
в кондитерской Фальмана на Стурторгет. Хельсингборжцы выказывали бьющее
через край дружелюбие и гостеприимство. Нередко нас приглашали на ужин к
какому-нибудь богачу. Актеры приходили после спектакля, и остальные гости, уже к
тому времени завершившие трапезу, веселились, наблюдая, как оголодавшая
актерская братия насыщается за накрытыми по новой, ломящимися от еды и
напитков столами. Напротив театра наискосок был
расположен магазин, принадлежавший одному богатому бакалейщику. Там
готовили дежурное блюдо ценой в одну крону и сдавали комнаты и квартиры в
стоявшем во дворе ветхом доме XVIII
века. Через оконные рамы и щели в стенах пробивался дикий виноград,
уборная находилась на лестничной площадке, а вода — в колонке на вымощенном
булыжником дворе. Самое высокое жалованье
составляло 800 крон, самое низкое — 300. Мы перебивались как умели,
занимали, брали авансы. Никому не приходило в голову протестовать против
таких жалких условий, мы были преисполнены благодарности за счастье каждый вечер
играть, каждый день репетировать. Наше усердие было вознаграждено. В первый
год на наших спектаклях побывало 60 тысяч зрителей, от городских властей
вновь стали поступать ассигнования — это была несомненная победа. Столичные
газеты начали уделять внимание нашей работе, у нас росла уверенность в
собственных силах. |