Весна в том году была ранняя, и
мы решили съездить на природу, в Арильд. Расположившись на опушке букового леса
с видом на море, по-весеннему спокойное, мы опустошали съестные запасы,
запивая их дешевым красным вином. Я опьянел и произнес путаную речь, в которой в
туманных выражениях утверждал, что, дескать, именно мы, люди театра, живем на
раскрытой ладони Бога и избраны нести боль и радость. Кто-то наигрывал песенку
Марлен Дитрих «Wenn Du Geburtstag
hast, bin ich bei
Dir zu Gast die ganze Nacht»*. Меня никто не слушал, постепенно
завязался общий разговор, кто-то танцевал. Посчитав себя непонятым, я
отошел в сторонку, и меня стошнило. * «В твой
день рождения я приду к тебе в гости на целую ночь» (нем.). 130 В Хельсингборг я приехал без
семьи. Весной у Эльсы и у нашей новорожденной дочки Лены обнаружили туберкулез.
Эльсу отправили в частный санаторий неподалеку от Альвесты. Плата за пребывание
в этом санатории равнялась моему месячному заработку. Лена попала в Сахскую
детскую больницу. Я продолжал «чистить» сценарии для «Свенск Фильминдустри»
и таким образом мог с грехом пополам обеспечивать семью. Мое одиночество усугублялось еще
и тем, что я был начальником, руководителем. Правда, у меня был помощник,
экономический директор — примечательный человек, владелец нескольких
магазинов швейных принадлежностей в Стокгольме. Много лет он возглавлял
Булевардтеатерн на Рингвеген, где я поставил несколько пьес, и немедленно
откликнулся на мое предложение приехать в Хельсингборг. Способный
актер-любитель, он охотно играл небольшие роли, был холостяк, любил
молоденьких девушек и обладал отталкивающей внешностью, отчасти скрывавшей
его добрую душу. Он следил за тем, чтобы театр имел деньги. Если касса пустела,
он взимал дань со своих магазинов. Меня он считал ненормальным, но только
улыбался и говорил: «Последнее слово за тобой». Чем я и пользовался, зачастую
беззастенчиво и жестоко. И оставался в одиночестве. Эльса Фишер, которая должна была
стать в театре хореографом и танцовщицей, порекомендовала взять на это
место свою приятельницу, тоже учившуюся у Мари Вигман*. Ее звали Эллен Лундстрём, она только что вышла
замуж за фотографа, в то время почти неизвестного, Кристера Стрёмблада.
Эллен поехала в Хельсингборг, а Кристер — в Африку. Это была красивая
девушка, чувственная, талантливая, оригинальная и эмоциональная. Нашу труппу поразила эпидемия
промискуитета. Вскоре у всех завелась лобковая вошь, и время от времени
разыгрывались сцены ревности. Безусловно, нашим домом был театр, в
остальном же мы были сбиты с толку и жаждали общения. |