![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Без долгих размышлений мы с Эллен
бросились в объятия друг другу. Последствия не заставили себя ждать — она
забеременела. На Рождество Эльсе разрешили ненадолго приехать домой. Мы
встретились в Стокгольме у ее матери. Я рассказал *
Вигман, Мари
(1886-1973) — немецкая танцовщица,
хореограф, одна из зачинательниц современного экспрессионистского
танца. 131 о случившемся и объявил, что хочу
развестись и жить с Эллен. Я увидел, как лицо Эльсы окаменело от боли. Она
сидела за обеденным столом в кухне — на щеках болезненный румянец, детские губы
плотно сжаты. Наконец она спокойно проговорила: «Тебе ведь придется платить
алименты, бедняга, выдержишь?» Я зло ответил: «Если я мог платить по 800
крон в месяц за твой чертов санаторий, смогу наскрести и на алименты, не
беспокойся». Я не узнаю того человека, каким
был сорок лет назад. Отвращение мое так глубоко, а механизм подавления
работал настолько эффективно, что мне с огромным трудом удается
вызвать в памяти этот образ. Фотографии здесь помогают мало. На них
изображен лишь маскарад — пустивший корни маскарад. Если мне казалось, что
на меня нападают, я огрызался как испуганный пес. Никому не доверял, никого не
любил, мне никто не был нужен. Был одержим сексом, заставлявшим меня
нарушать верность и совершать вынужденные поступки, постоянно мучился
вожделением, боязнью, страхом и совестью. Итак, я был одинок и разъярен.
Работа в театре давала определенный отдых напряжению, отпускавшему лишь в
краткие мгновения алкогольного опьянения или оргазма. Я знал, что обладаю
способностью уговаривать, заставлять людей делать то, чего хочу я, что у
меня есть какое-то внешнее обаяние, которое я мог включать и выключать по
собственному желанию. Мне было известно, что у меня есть талант нагонять
страх и вызывать душевные муки, ибо я с детских лет был хорошо знаком с
механизмом страха и совести. Короче говоря, я обладал властью, не умея ею
наслаждаться. Мы весьма смутно осознавали, что
где-то совсем рядом бушует мировая война. Когда американские армады летели над
Проливом*, шум моторов перекрывал голоса
актеров. Бегло проглядев жирные заголовки газет, мы углублялись в
театральную хронику. Поток беженцев, переправлявшихся через Пролив, вызывал
лишь рассеянный интерес. Иногда я задаюсь вопросом — а
что, собственно, представляли собой наши спектакли? В моем распоряжении —
лишь тоненькая пачка фотографий да пожелтевшие газетные вырезки.
Репетиционный период был краток, подготовка — незначительна. В итоге из
наших рук выходила наспех изготовлен- *
Имеется в виду Эресунд, разделяющий Швецию и Данию. |
![]() ![]() |