132 нал массовая продукция. Но мне
думается, это неплохо, даже полезно. Молодежь должна постоянно сталкиваться с
новыми задачами. Инструмент необходимо все время испытывать и закаливать.
Техника оттачивается благодаря тесному и прочному контакту со зрителями. За
первый год я поставил пять пьес. И хотя результат, возможно, был сомнительный,
зато не без пользы. Ни у меня, ни у моих товарищей не было, по вполне
понятным причинам, достаточно человеческого опыта, чтобы до конца
разобраться в проблематике драмы Макбета. Как-то поздно ночью я возвращался
из театра. И вдруг сообразил, как нужно сделать сцену с ведьмами в конце
трагедии. Макбет и леди Макбет лежат в постели, она погружена в глубокий
сон, он — в полудреме. По стене лихорадочно пляшут тени. Из-под пола в
изножье кровати появляются ведьмы, сплетясь в клубок, они перешептываются и
хихикают. Тела их извиваются, как водоросли в реке. За сценой кто-то ударяет по
струнам расстроенного пианино. Макбет, отвернувшись, стоит на коленях в кровати,
он не видит ведьм. Остановившись посередине тихой
улицы, я застыл в неподвижности, повторяя про себя: я талантлив, черт
побери, может, даже гениален. От переполнявших меня чувств закружилась
голова, сделалось жарко. Среди всех моих злосчастий жила уверенность в себе —
стальная опора, удерживавшая руины моей души. По большей части я пытался
подражать своим учителям Альфу Шёбергу и Улофу Муландеру, крал все, что можно
было украсть, латая собственные творения. О теории театра не имел никакого
или почти никакого понятия. Читал, естественно, кое-что из Станиславского,
в то время модного в актерской среде, но мало что понял, а может, не хотел
понимать. У меня не было возможности познакомиться с зарубежным театральным
искусством, я был самоучкой в самом прямом смысле этого слова, этаким гением от
сохи. Если бы кому-нибудь пришло в
голову спросить меня и моих товарищей, чем объяснить наше рвение, мы бы ответить
не смогли. Мы играли просто потому, что играли. Кто-то должен был стоять на
сцене, лицом к людям, сидящим в темном зале. И что этими «кем-то» оказались мы —
чистое везение. То, чем мы занимались, было великолепной школой. Результаты же —
наверняка в высшей степени спорные. Горячо желая быть Просперо, я чаще всего
рычал, как Калибан. 133 Через два года неистовой борьбы
меня пригласили в Гёте-борг, и я отбыл, преисполненный энтузиазма и
непоколебимой уверенности в себе. *
* * Торстен Хаммарен*, которому было шестьдесят два года, возглавлял
Городской театр Гётеборга со дня его основания, с 1934 года. До этого он
руководил театром Лоренсберга и был признанным исполнителем характерных
ролей. |