Торстен пользовался большим
авторитетом, а актерский ансамбль считался лучшим в стране. Первый режиссер
театра Кнут Стрём, старый революционер, был учеником Райнхардта. Хельге
Вальгрен, немногословный, резкий, точный, предпочитал ставить спектакли на
студийной сцене. Актеры за десять лет сумели образовать хорошо
сыгранную труппу, но это отнюдь не означало, что они все обожали друг
друга. Ранней осенью 1946 года мы с
Эллен и двумя детьми перебрались в Гётеборг. В театре шла генеральная
репетиция «Сонаты призраков» Стриндберга в постановке приглашенного для
этой цели Улофа Муландера. Я проскользнул на огромную, утопавшую во мраке
сцену. Издалека — спереди и сзади — доносились голоса актеров, время от
времени мелькавших в лучах прожекторов. Замерев, я внимательно слушал:
большой театр со всеми мыслимыми ресурсами, великие актеры, высокие
требования. Не буду утверждать, будто я уж очень сильно боялся, но трепет
ощущал. Внезапно мое одиночество было
нарушено — возле меня возникло крошечное существо, а может, привидение: grand old lady** театра, Мария Шильдкнехт, в
химерическом наряде Мумии — попугайном платье и страшной белой маске. «Как
я понимаю, вы — господин Бергман», — прошептала она с приветливой и
жутковатой улыбкой. Подтвердив правильность предположения, я неловко поклонился.
Мы ненадолго замолчали. «Ну, и как вам это нравится?» — спросила
крошка-призрак строго и требовательно «Я считаю это величайшим
произведением мировой драматургии», — ответил я совершенно искренне. Мумия
взглянула на меня с холодным презрением: *
Хаммарен,
Торстен (1884-1962) — шведский актер,
режиссер, театральный деятель. Возглавлял Городской театр
Гётеборга. **
великая старуха (англ.). 134 «Э, это дерьмо Стриндберг
сварганил только для того, чтобы нам было что играть в его «Интимном театре», —
сказала она и удалилась, милостиво кивнув. Через минуту она уже выходила на
сцену: появлялась из гардероба, заслоняясь от солнца и тряся своим длинным
платьем, как попугай, расправляющий перья, — неувядаемая в роли, которая была ей
ненавистна, осуществляя замысел режиссера, которого она ненавидела. Мне, расщедрившись, дали для
дебюта «Калигулу» Камю. Заглавную роль исполнял мой ровесник и друг с трудных
стокгольмских лет Андерс Эк, тоже дебютант. Его окружала целая гвардия
выдающихся актеров, смотревших на нас, новичков, подозрительно и без всякой
благожелательности. В мое распоряжение были предоставлены все технические и
материальные ресурсы театра. В один прекрасный день в середине
репетиционного периода в зал без предупреждения вошел Торстен Хаммарен.
Усевшись, он приготовился лицезреть наши усилия. Момент был неудачный:
Андерс Эк делал какие-то пометки, другие актеры читали вслух по тетрадке. Я по
неопытности утратил контроль за ходом работы и слышал, как сопит Хаммарен, как
ерзает ногами. В конце концов он не выдержал и взревел: «Что это у вас тут,
черт подери, происходит? Вы что, молитесь, занимаетесь духовным онанизмом или в
бирюльки играете? Что вы, черт возьми, делаете?» |