Ругаясь, и чертыхаясь, он ринулся
на сцену и принялся честить первого попавшегося под руку актера за то, что
тот не выпускает из рук тетрадки. Обвиняемый, косясь в мою сторону,
заикаясь, бормотал что-то насчет новых методов и импровизации. Хаммарен,
грубо оборвав его, начал перестраивать мизансцену. Я пришел в бешенство и
закричал из зала, что я этого так не оставлю, это посягательство и деспотизм.
Хаммарен, стоя ко мне спиной, рявкнул: «Сядь и заткнись, может,
чему-нибудь научишься». Кровь бросилась мне в голову, и я завопил, что
не собираюсь с этим мириться. Хаммарен, благодушно рассмеявшись, крикнул: «Тогда
можешь убираться к черту, провинциальный гений». Я бросился к двери и,
распахнув ее после нескольких неудачных попыток, покинул театр. Рано
утром на следующий день позвонила секретарша Хаммарена и сообщила, что если я не
явлюсь на сегодняшнюю репетицию, мой контракт будет расторгнут. Заглохшая было во мне злоба
взыграла с новой силой, и я понесся в театр с намерением прикончить Хаммарена.
Мы 135 столкнулись с ним совершенно
неожиданно в коридоре, буквально налетели друг на друга. И обоим показалось
это настолько смешным, что мы расхохотались. Торстен обнял меня, а я тут же
принял его в свое сердце как отца, которого мне так не хватало с тех пор, когда
от меня отвернулся Господь. И он добросовестно исполнял эту роль все годы моего
пребывания в его театре. «Любовь» Кая Мунка начинается с
того, что местный пастор приглашает к себе домой на чашечку шоколада
прихожан, чтобы обсудить строительство дамбы. На сцене двадцать три актера пьют
шоколад, перебрасываются репликами, некоторые вообще сидят без дела...
Хаммарен тщательно распределил все роли, даже немые. Указания его были
убийственно детальными и требовали громадного терпения. Произнеся свою
реплику о зимней погоде, Кольбьёрн берет печенье, потом помешивает шоколад,
пожалуйста, поупражняйся. Кольбьёрн упражняется. Режиссер вносит изменения.
Ванда наливает шоколад из левого кофейника и, мило улыбаясь, говорит Бенкту-Оке:
«Тебе поистину надо подкрепиться». Пожалуйста! Артисты репетируют. Режиссер
поправляет. Меня гложет нетерпение: он —
могильщик театра, это распад театрального искусства. Хаммарен же стоически
продолжает: «Туре тянется за булочкой, качает головой, обернувшись к Эббе,
они перебросились какими-то словами, которых мы не слышим, пожалуйста, и
придумайте какую-нибудь подходящую тему для разговора». Эбба и Туре
предлагают тему. Хаммарен одобряет. Они репетируют. Ну, теперь этот
замшелый престарелый диктатор окончательно выдавил из этой сцены все оживление и
спонтанность, она мертва, мертвее не бывает. Пожалуй, пора уходить с кладбища.
Но почему-то я остаюсь, возможно, из злорадного любопытства. Отмечают или
убирают паузы, движения приводятся в соответствие с интонацией, а интонация — с движениями, фиксируются
передышки. Я зеваю, как злющий кот. После бесконечных повторов,
перерывов, исправлений, пинков и толчков Хаммарен решает, что настало
время сыграть всю сцену с начала до конца. |