И тут происходит чудо. Начинается свободный,
непринужденный, занимательный разговор со всеми полагающимися в обществе по
такому случаю жестами, взглядами, подтекстом и сознательно-бессознательным
поведением. Артисты, уверенно чувствующие себя в своих тщательно обозначенных
владениях, получили свобо- 136 ду создавать образы. Они
фантазируют неожиданно и с юмором, никак не мешают друг другу, уважительно
соблюдая целостность и ритм. Моим первым уроком было
вмешательство Хаммарена в постановку «Калигулы». Мизансцена должна строиться
четко и целенаправленно. Расплывчатость чувств и намерений недопустима.
Сигналы, посылаемые актером зрителю, должны быть простыми и понятными, идти по
одному, желательно с кратчайшим, секундным интервалом; пожалуйста, импульсы
могут противоречить друг другу, но обязательно намеренно, тогда возникает иллюзия
одновременности и глубины, стереоэффект. Каждое мгновение происходящего на
сцене должно дойти до зрителя, потом уже можно думать о правдивости
изображения; хороший артист, кстати, всегда имеет возможность донести
отображаемую правду. Вторым уроком была сцена питься
шоколада в «Любви» Кая Мунка. Истинная свобода складывается из сотканного
сообща узора, из филигранного взаимопроникновения ритмов. Актерское
искусство к тому же еще и искусство повторения. Поэтому в основе любого действия
должны лежать добровольные совместные усилия партнеров. Режиссер может
навязать свою волю актеру во время репетиций. Но вот он уходит, и артист —
вольно или невольно — начинает корректировать игру по своему вкусу. Его партнер
тоже незамедлительно меняет рисунок роли — по тем же причинам. И так далее.
Через пять вечеров вымуштрованный спектакль разваливается — если, конечно,
режиссер все время не присматривает за своими тиграми. Внешне сцена питья
шоколада выглядела дрессурой. Но это было не так. Актеры осознавали свои
возможности в четко очерченных пределах, радостно ожидая момента, когда смогут
проявить собственное творчество. Эта сцена ни разу не распалась. Как-то я застал Торстена
Хаммарена за проглядыванием моего режиссерского дневника, где не было ни одной
пометки, ни единой мизансцены. «Вот как, — с сарказмом сказал он, — ты, значит,
не вычерчиваешь мизансцены». «Нет, — ответил я, — предпочитаю создавать их прямо
на сцене вместе с артистами». «Интересно, насколько тебя хватит», —
проговорил Хаммарен и захлопнул тетрадь. Его пророчество сбылось очень
скоро. Теперь я продумываю мельчайшие детали, вычерчиваю все мизансцены.
Придя на репетицию, я обязан иметь четко представление о каждом 137 моменте будущего спектакля. Мои
указания должны быть ясными, выполнимыми и предпочтительно стимулирующими.
Только тот, кто тщательно подготовился, имеет возможность импровизировать. |