Наша семья росла. Весной 1948
года родились близнецы. Мы перебрались в пятикомнатную квартиру в новостройке
недалеко от города. Помимо этого у меня еще был небольшой спартанский кабинет в
театре под самой крышей, где я просиживал вечера, правя рукописи, сочиняя
пьесы и сценарии. Отчим Эллен покончил с собой,
оставив крупные долги. Теща с малолетним сыном переехала к нам. Они обосновались
в моем кабинете по соседству с нашей спальней. По ночам новоиспеченная
вдова частенько плакала. К тому же с нами жила Лена, моя старшая дочь, так
как Эльса все еще болела. Всего нас было десять человек, включая милую, но
мрачноватую домработницу. Эллен разрывалась на части, лишь от случая к случаю
находя время для профессиональной работы. Семейные отношения все больше
пропитывались ядом. Супружеская близость, бывшая нашим спасением,
прекратилась из-за тесного соседства с тещей и ее сыном. Мне было тридцать лет, из «Свенск
Фильминдустри» меня выгнали после провала «Кризиса». Семейство едва сводило
концы с концами. Ко всем прочим проблемам прибавились ожесточенные скандалы по
поводу денег. Ни Эллен, ни я не отличались бережливостью, швыряя деньги направо
и налево. Мой четвертый фильм благодаря
заботам, уму и терпению Лоренса Мармстедта принес скромный успех. Лоренс был
настоящим продюсером, жившим и боровшимся за свои фильмы от сценария до
выхода на экраны. Он и научил меня делать
фильмы. Я стал все чаще ездить в
Стокгольм и потому снял комнату в пансионе фрекен Нюландер на углу
Брахегатан и Хумлегордсгатан. Фрекен Нюландер была благородной пожилой
дамой или, скорее, крохотным существом с бледным, умело накрашенным лицом,
искрящимися белыми волосами и черными глазами. В ее пансионе жило множество
актеров, и заботилась она о нас по-матерински. Я обитал в солнечной
комнате окном во двор, ставшей моим надежным прибежищем. Фрекен Нюландер
благожелательно закрывала глаза на беспорядочность жизни и финансов своих
беспокойных жильцов. 138 В Гётеборге я чувствовал себя
неуютно: застегнутый на все пуговицы город, ограниченный мир театра, сотрудники
которого общались друг с другом лишь по работе, сотрясавшийся от
детского крика дом, пеленки, рыдающие женщины, бешеные сцены ревности,
нередко вполне оправданные. Выхода не было, измены стали навязчивым
правилом. Эллен знала о моей склонности ко
лжи. Ее снедало отчаяние, она умоляла меня хоть один раз сказать ей правду,
но я был не способен говорить правду, уже не представлял себе, где она, эта
правда. Во время кратких передышек между боями мы оба ощущали глубокую взаимную
привязанность, тела наши понимали и прощали друг друга. |